В Высоко-Петровском монастыре, что на Петровке, экскурсия. «Основной комплекс дошедших до нас построек был возведен в XVII– XVIII веках», — начинает с вводной части послушник монастыря, лауреат всероссийского конкурса на звание лучшего православного экскурсовода Богдан Семенюк. «ВМ» совершила необычную прогулку и выяснила, чем православные экскурсоводы отличаются от светских.

Несмотря на довольно прохладную погоду, не май месяц все-таки, во дворе Высоко-Петровского монастыря собралось три десятка человек, которые, закутавшись в шарфы по самые брови, внимательно слушают молодого послушника, вдохновенно рассказывающего им об истории обители.

— Монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси.

Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву, после чего город стал развиваться как церковный и государственный центр Руси, — объясняет он.

Люди жмутся друг к другу, но домой не спешат: когда еще попадут на экскурсию, которую ведет один из лучших православных экскурсоводов страны. Впрочем, сам 23-летний послушник до сих пор удивляется тому, что получил Гран-при конкурса, ведь экскурсоводом он стал случайно.

— Первую экскурсию по монастырю я провел для знакомых волонтеров, — рассказывает он.

Затем Богдану как человеку с опытом поручили познакомить с монастырем группу туристов. И после этого братия начала поговаривать, что у молодого семинариста — талант. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сразу после того как наместник монастыря принял решение о создании паломнической службы, руководить ей поручили именно Богдану.

— Мне назначили это послушание потому, что я люблю общаться с людьми, — говорит он ровным голосом, опустив глаза в пол. Впрочем, уже через секунду Богдан начинает весело смеяться. Вероятно, именно благодаря своей эмоциональности и открытости послушник моментально находит общий язык со светскими посетителями обители.

По словам Богдана, основание института православных экскурсоводов — это не бюрократия, а насущная необходимость.

— Как-то, проходя по двору, я услышал, как светский гид объяснял группе, что наш монастырь посвящен Петру Первому! — возмущается он.

Сердце послушника не выдержало, он подошел к гиду и уточнил, все-таки в честь кого обитель получила название.

— Экскурсовод посмотрел на меня свысока и ответил: «Императору Петру, а вы что — не знали? Не стыдно?» — улыбается Богдан.

Сначала бороться с неграмотными гидами в монастыре решили с помощью памятки с историей обители, которую раздавали всем экскурсионным группам, заглянувшим во двор. Но вскоре, заметив, что уроки не пошли впрок — гиды все так же продолжают ошибаться, решили вообще не пускать их на территорию. Впрочем, оборону держали недолго.

— Невозможно проявлять жесткость, находясь на перепутье всех туристических дорог, — объясняет Богдан, с которым мы зашли в одну из келий монастыря выпить чаю с монастырскими пирожками. За ними, к слову, сюда нередко наведываются сотрудники всех окрестных офисов. — Теперь мы обучаем желающих, после чего разрешаем им водить экскурсии на территории.

Те гиды, кто хочет иметь право проводить экскурсии не только на территории Высоко-Петровского монастыря, но и в других храмах страны, могут записаться в Паломнический центр Московского Патриархата, где с прошлого года началось обучение по специальности «православный экскурсовод». Причем для того чтобы иметь право рассказывать людям о святынях, совсем необязательно самому быть крещеным в православной церкви.

— Главное, чтобы человек разбирался в предмете: знал все о храме в частности и о православной традиции в целом, — считает Богдан. — Ведь большая часть вопросов людей может быть вообще не связана с темой экскурсии.

Причем некоторые вопросы могут выбить из колеи даже бывалых гидов. Одна девочка как-то спросила у Богдана, почему Иисус Христос был сыном, а не дочкой.

— Я растерялся так, что это заметили все, и не смог ничего ответить, — вспоминает послушник.

Вечером Богдан помчался искать помощи у братии.

— Помог мне отец Константин, бывший католик и доктор богословия, — рассказывает Богдан. — Он сказал, что по сценарию жизни Иисусу Христу надо было стать учителем, чтобы иметь возможность проповедовать широкому кругу людей. Но по иудейской традиции такой деятельностью мог заниматься только мужчина. Родись бы Иисус Христос девочкой — Он бы не смог сделать то, ради чего Он пришел.

 

Источник

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: