Рождественский вертеп. Встреча Восточной и Западной традиций

На протяжении веков во многих христианских странах сохраняется традиция изображения Евангельских событий посредством кукольного театра вертепа, изображающего Святое Семейство в Вифлееме в ночь рождения в мир Спасителя. В православной России широкое распространение получил Рождественский вертеп. На территориях многих приходских храмов и даже монастырей в дни празднования Рождества Христова царит настоящая рождественская сказка: Ясли с Младенцем Христом окружают фигуры Богоматери, праведного Иосифа, ангелов, животных, пастухов, волхвов. Все говорит о той радости, которая пришла в мир с воплощением на земле Бога-Слова.

Вертеп – один из наиболее ярких примеров народного празднования Рождества Христова. Значение его в христианской культуре и искусстве неоспоримо. В каждой стране данная традиция получила свой особый самобытный облик. В России “вертепное действо” появилось довольно поздно. Пришло оно с Запада, через Польшу. Получив свое развитие лишь в XVIII веке, вертеп был почти полностью забыт в XX столетии.

Однако в последнее время все чаще рядом с храмами на улице, в больших соборах, на площадках монастырей и даже в домах верующих можно встретить кукольное изображение событий Рождества: в яслях лежит запеленатая фигурка, изображающая Младенца Христа, над ней склонились вол и осел, Дева МариЯ и Иосиф, рядом стоят пастухи и волхвы, пришедшие поклониться Царю Царей.

Родоначальником Ввертепного действая считается Италия, где распространено другое название – презепе (рresepe), что переводится как “ясли, хлев, кормушка для скота” и обобщенно означает место Рождения Иисуса Христа. История возникновения презепе восходит к сочельнику 1223 года. В небольшом итальянском селении Греччио католический святой Франциск Ассизский (1181 или 1182-1226) решил придать Рождественской истории максимальную наглядность, велев соорудить деревянный навес, под ним сундук, положить туда сено и привести живых вола и осла. Таким образом, были инсценированы события Рождества Христова, где реальные люди как бы становились участниками Евангельских событий. Так именно показал монах Франциск в этой сцене святое семейство с Младенцем Христом, остается неизвестным. Однако существует предположение, что он укладывал в ларь деревянную куклу.

Подобный сверхреализм в изображении Рождества Христова лег в основу развитой традиции церковной культуры католических стран, в Италии же он достиг уровня высокого искусства. Презепе не ограничилось изображением основных действующих
лиц. В композиции постепенно появляются простые жители города, занятые привычными делами, праздные зеваки, остановившиеся посмотреть на восточных царей, а кулисами для происходящего начинают служить рынки, мастерские, жилые дома. В результате события Евангельской истории постепенно теряются в огромной живой и темпераментной композиции.

Интересно, что на территории России до революции “вертепное действо” имело сильно отличающееся от западного звучание. В первую очередь, это театр-вертеп, где фигуры не статичны, а являются участниками целого кукольного спектакля. Как правило, основное действие разворачивается в двухэтажном “вертепном домике”, где верхний этаж – это сама сцена Рождества Христова и история Волхвов и Пастухов, а в нижней части находится трон Ирода и показывается казнь младенца Рахили и смерть жестокого царя. В отличие от презепе, где мы встречаем творения художников высокого класса, православный театр вертеп всегда оставался народным, домашним.

В Италии материалами для изготовления кукол вертепа служит не только простая терракота и ткань, но также серебро, кораллы, слоновая кость, ювелирные изделия. Изображения максимально приближены к скульптуре, живые позы делают их облик очень динамичным и даже темпераментным. Зачастую фигурки изготавливаются с расчетом на то, что можно будет менять их позы и жесты. Русский театр вертеп, куда более скромный, аскетичный по своей природе, использовал в качестве основного материала дерево и материю. И только головка Богоматери создавалась из фаянса, так как считалось кощунством, если мастер сам вырезал облик Приснодевы Марии из дерева. В русской традиции исключено внешнее воздействие на кукол вертепа, в процессе представления они передвигаются, но движения максимально скованы, части тела чаще всего неподвижны. Волхвы и пастухи никогда не появляются поодиночке, к тому же зона Рождества Христова не соприкасается с площадкой Ирода.

Но, пожалуй, главное отличие итальянского презепе и русского вертепа – в отношении к пространству и времени изображаемого события. В первом доминирует горизонталь, композиции устанавливаются на площади, где любой прохожий становится и зрителем, и участником действа, которое происходит здесь и сейчас, на его глазах, среди белого дня. Русский вертепный театр – это вертикаль в два этажа, закрытых с трех сторон стенкой, а четвертая имеет занавес. Сценки обычно разыгрываются в полумраке, при свечах, все это сопровождается пением. В речи героев нет и не может быть эмоционально окрашенной интонации, создается ощущение, словно мы слышим голос чтеца в храме. Исключением является только Яростный царь Ирод и лукавый Змей. Главное, что несет в себе “вертепное действо” – это таинство Боговоплощения. Оно не имеет четко выраженной временной характеристики, поскольку происходило “во время Ирода и во веки веков”.

С точки зрения изобразительных качеств русский вертеп значительно уступает западному. Тем не менее, православная традиция проводит четкую грань между действием и зрителем, не допуская панибратства со священной историей.

Текст Дарьи Гордиенко.
Фото Ольги Свиреповой.

Художник вертепа – Виктор Назарити.
Опубликовано в журнале «Монастырский вестник» № 1(13) 2015 г.

VK
OK
Telegram
WhatsApp
Email
В печать