Проповедь наместника монастыря 15 марта 2020 года

Дорогие мои!
Сегодня мы слышали за Литургией Евангельский отрывок об исцелении Христом расслабленного в Капернауме – утешительный и воодушевляющий пример помощи Божией человеку в самом безнадёжном его положении.

Радостью наполнило наши сердца это Евангельское чтение, прозвучав как ответ свыше на тревоги, связанные с нынешней тяжёлой эпидемиологической ситуацией. Спаситель этим благовестием говорит, что никогда не оставит нас.

Но в этом ответе на наше беспокойство, кроме ободрения, есть и совет, призыв к действию. Ведь если бы не друзья расслабленного, то не случилось бы с ним самого чуда. Прежде, чем Господь обратил к нему Свое исцеляющее слово, близкие вынесли его неподвижное тело из дома, принесли к месту пребывания Христа, разобрали кровлю дома, окружённого и наполненного людьми, чтобы затем спустить немощного в саму комнату к Спасителю.

Они совершили такие простые, но необходимые действия, сделавшие со стороны людей возможным помощь Бога. Не опустили они руки ни у постели безнадёжно больного, ни даже когда не смогли попасть с носилками в дом к Спасителю, не остановили их неизбежные окрики ожидающих своей очереди у входа, не побоялись они нарушить благочестивую обстановку, разломав кровлю жилища. Они сделали всё, что было в их силах, снисходя к немощи ближнего, и Господь завершил их дерзновенное усердие чудом исцеления этого расслабленного мужчины.

Сегодня мы знаем почти всё о новом коварном вирусе, неожиданно ворвавшемся в нашу жизнь. Самое действенное средство борьбы с ним – это предотвращение новых заболеваний. Необходимо прервать цепочку передачи вируса от человека к человеку, и тогда он будет побежден.

Если в быту эта задача решается каждым из нас на максимально доступном санитарно-гигиеническом уровне, то при посещении храмов возникают вопросы о пределах ограничений и профилактике.

Культура и сам ход богослужений предполагают максимально доверительный контакт всех богомольцев и духовенства, целование святынь, совместное использование предметов. Всё это постепенно, на протяжении истории входя в церковную традицию, временами видоизменяясь, стало неотъемлемой ее частью. Но было бы ошибочно эти проявления нашего личного благочестия считать предметом самой веры.

За веру люди шли на смерть и мучения, ибо отказ от Бога немыслим для верующего человека. Но временная замена целования иконы на поклон перед ней или замена целования креста на осенение им после Литургии – это не вопрос веры. Это вопрос меры наших благочестивых действий, своевременно и уместно выражающих нашу веру.

Сегодня специалисты призывают нас предпринять в храмах те же самые действия и ограничения, которые необходимы в любом месте и без которых невозможно воспрепятствовать распространению вируса. Кто-то может считать, что прикосновение к стеклу или к металлу, покрывающему святыни, не способно передавать вирус. Не могу оспаривать право на такое мнение. Но ведь есть те, кто думает иначе, и хотя бы ради них мы должны пойти на все возможные разумные меры. Хотя бы предоставить им возможность.

Можно сказать, что сейчас мы, как друзья того расслабленного, стоим перед выбором. И Евангельский пример побуждает нас выбрать самопожертвованное действие, даже если оно идёт вразрез с привычным укладом. И если ради спокойствия и блага наших ближних от нас потребуется временно воздержаться от целования икон и рукопожатий, то неужели мы не сможем пойти на этот шаг?

Из проповеди игумена Петра (Еремеева) 15 марта 2020 года.

VK
OK
Telegram
WhatsApp
Email
В печать

Добавить комментарий

Войти с помощью: