12 октября в Московской духовной академии состоялась Покровская конференция «Ученое монашество в прошлом и настоящем», в которой приняли участие ведущие специалисты духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и МГУ им. Ломоносова в области истории Церкви. Во время открытия конференции приветственное слово сказал ректор МДА архиепископ Верейский Евгений.
С докладами перед аудиторией выступили насельник Высоко-Петровско
Насельник Высоко-Петровско
При этом под «учёностью», оговаривается насельник монастыря, следует понимать не столько напрямую связанные с богословием «духовные дисциплины» (такие как догматика, нравственное богословие, экзегетика, библеистика, церковная история и каноническое право), но «скорее те, которые совсем не имеют к нему никакого отношения (например, медицина, естествознание, математика, социология и прочие)».
Утверждая, что сочетать традиционное монашество с учёностью тяжело, насельник монастыря приводит замечательные примеры исключения из этого правила. Среди них автор доклада называет церковного историка митрополита Макария (Булгакова), святого хирурга архиепископа Луку (Войно-Ясенецког
Другой докладчик, игумен Петр (Пиголь) охарактеризовал представителей ученого монашества как тех подвижников, которые, помимо личного аскетического подвига, удостоившись просвещения Духом Святым, «получили еще и выучку, образованность в науках богословских и прочих». Главным дело ученых монахов, замечает автор доклада, было дело христианского просвещения – проповедь, богословские труды, литературно-пере
Приводя в качестве примера ученого монашества воспитанников таких монашеских исихастских школ, как «школа преподобного Григория Синаита, тырновскую книжную школу с ее возглавителями — преподобным Феодосием и святителем Евфимием, а также учеников преподобных Нила Сорского и Паисия Величковского», игумен Петр обращается к опыту ученого монашества Русского на Афоне Свято-Пантелеимо
Делая краткий обзор деятельности ученого монашества Русского Пантелеимонова монастыря, насельник Высоко-Петровско
«Задачу, призвание и дело послушания русского афонского ученого монашества» старец Иероним и его ученики видели в деле православного просвещения, отмечает отец Петр. Труды ученых афонских монахов были направлены на «пользу многих душ и Отечества», основаны на святоотеческих принципах и должны быть в настоящее время образцом для подражания, считает автор доклада. «Остается только надеяться, что с Божией помощью русское афонское ученое монашество возродится в полной мере и служение его станет столь же плодотворным», – заключает игумен Петр.