5.10.2025 В обители совершены богослужения Недели 17-й по Пятидесятнице

5 октября, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, в Высоко-Петровском монастыре была совершена Божественная литургия. Возглавил богослужение наместник обители епископ Бронницкий Иоанн. Его Преосвященству сослужили братия в священном сане и клирики монастыря.

Накануне вечером епископ Иоанн возглавил всенощное бдение.

За богослужением был прочитан отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 5:1-11), в котором евангелист повествует о том, что однажды, когда народ собрался слушать Слово Божие у Геннисаретского озера, Иисус попросил Симона (Петра) отплыть на его лодке и учил оттуда. Закончив проповедь, Он велел Симону отплыть на глубину и закинуть сети для лова. Апостол, хотя и жаловался, что они трудились всю ночь безрезультатно, послушался. Отплыв на глубину, как призвал Господь, они поймали невероятное множество рыбы, так что сети рвались, а обе лодки стали тонуть. Пораженный чудом, Симон припал к коленям Иисуса, говоря: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Иисус ответил ему: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков», после чего рыбаки оставили всё и последовали за Ним.

Этот евангельский эпизод показывает, как осознание чуда ведёт к осознанию собственной греховности и страха перед святостью. Неожиданная реакция апостола — просьба уйти — возникла из-за того, что в лице Христа он впервые столкнулся с Живым Богом, на его глазах совершившим чудо.

Слова Христа «Не бойся!» обращены к каждому из нас, призывая не страшиться единения с Ним.
Также мы услышали отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 10:9-16), в котором Иисус провозглашает: «Я есмь дверь», через Которую верующие входят, выходят и находят «пажить», и «Я есмь пастырь добрый». В отличие от вора, который приходит «украсть, убить и погубить», Христос пришел дать жизнь с избытком. Добрый Пастырь полагает жизнь Свою за овец, тогда как наемник бросает стадо при виде волка. Иисус говорит, что Он знает Своих овец, и они знают Его — подобно тому, как Он знает Отца. Он также говорит о других овцах, которые услышат Его голос, чтобы стать одним стадом с одним Пастырем.

Этот отрывок раскрывает жертвенную природу истинного служения и личную связь с Богом. Христос — не только Дверь к спасению и свободе, но и Пастырь, который без остатка отдает Себя ради блага людей. Ключевая мысль заключается в том, что между Пастырем и Его овцами существуют особые, личные отношения: они «знают» Его голос. Наш «духовный слух» развивается через активное участие в церковной жизни, позволяя нам безошибочно узнавать голос Христа и избегать тех, кто хочет украсть нас из Его стада.

В проповеди по запричастном стихе иеромонах Никандр (Стогний), комментируя первый евангельский отрывок, сказал о том, что чудом умножения рыб Господь не желает обнажить нашу греховность или показать нас недостойными, а призывает апостолов последовать за Ним, призывает к служению, к соработничеству. Господь говорит апостолу Петру: «Отныне будешь ловить человеков» для того, чтобы он и другие апостолы, последовав за Ним, несли благую весть о Царствии Божием в разных частях света с тем, чтобы люди смогли познать истину во Христе и жизнь вечную.

По окончании Божественной литургии наместник монастыря епископ Бронницкий Иоанн поздравил собравшихся за богослужением прихожан и гостей обители с воскресным днем и обратился к присутствовавшим с архипастырским словом.

В своей проповеди владыка Иоанн также обратил внимание на сегодняшний отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о совершенном Господом чуде умножения рыб. Его Преосвященство напомнил, что это чудо Господь произвел в самом начале Своей проповеди. И, как нам сегодня повествовал евангелист Лука, именно после этого чуда произошло призвание первых апостолов. В этот момент обычные рыбаки стали ближайшими сподвижниками Господа, а впоследствии стали именоваться святыми апостолами. В новозаветной иерархии апостолы стоят в числе прославленных святых на самой высшей ступени.
Епископ Иоанн, рассуждая о смысле совершенного Христом чуда, обратился к толкованию святителя Феофана Затворника. Святитель объясняет смысл этого чуда напоминанием нам о важности Божьего благословения в делах.

«Святитель Феофан, проецируя на нашу повседневную жизнь этот чудесный случай, объясняет, что если мы делаем что-либо без Христа, то часто бывает так, что всё из рук валится. Мы стараемся, напрягаем все свои физические и умственные силы, но ничего не получается. А если успокоишься, помолишься, скажешь: «Господи, благослови! Господи, да будет Твоя святая воля. Не как я хочу, но как Ты управишь», то дело, к которому мы прилагали огромные усилия, но обратились к Господу всем сердцем, чудесным образом разрешается», – сказал епископ Иоанн. Важно любое дело сопровождать молитвой и, самое главное, доверием Богу.
Владыка отметил, что святитель Феофан сравнивает человека, оторванного от Христа, с веткой, оторванной от дерева, и даже если на ней уже распустились цветы, она все равно неминуемо завянет.

Епископ Иоанн обратился также к толкованию святителя Иоанна Златоуста, который уделяет внимание еще одному важному аспекту данного евангельского отрывка. Перед тем, как совершить чудо умножения рыб, Господь, придя на озеро, не сразу начал помогать апостолам. Он стал проповедовать людям. Возможно, достаточно продолжительное время ушло на проповедь, на то, чтобы Христос духовно напитал людей и самих апостолов. А потом уже Господь напитывает всех, в том числе и апостолов, телесной пищей – умножением рыб. Здесь акцентируется внимание на иерархии ценностей, главенстве духовного над телесным.
«В первую очередь, мы с вами должны питаться духовной пищей. А что такое духовная пища? Конечно, это Слово Божие. И если мы за собой замечаем, что нерегулярно «питаемся» Словом Божиим, то это является нашим грехом. И мало того, что мы должны в нем исповедоваться, мы должны еще и исправляться. И поэтому Священное Писание для нас должно быть первенствующим делом каждого нашего дня. Если мы установим себе небольшое правило – каждый день понемногу читать Евангелие, то плоды этого нашего духовного труда будут совершенно необычны. И все остальное, конечно, будет потихоньку получаться», – отметил владыка Иоанн.
Его Преосвященство призвал любое действие, поступок начинать обращением к Богу с сердечной молитвой, с сердечным раскаянием и неустанной духовной работой над собой. В таком случае все наши дела пойдут в нужном направлении. И тогда, по словам владыки, у нас будет меньше ропота, сомнений, может быть даже меньше искушений.

«Главное, чтобы наши духовные ценности были превыше материальных. И Господь, видя наш правильный настрой, будет нам всегда помогать, питать, кормить и, когда надо, утешит, и, конечно, даст силы для несения своего жизненного креста. Будем стараться возлагать свое упование и надежду на Господа, тогда нам легче будет идти по этой жизни. Тогда в конце жизненного пути мы предстанем перед Господом подготовленными, с чистым сердцем, с чистой совестью, в чем да поможет нам всесильный Господь молитвами святых апостолов и всех святых», – завершил свою проповедь епископ Иоанн.

VK
OK
Telegram
WhatsApp
Email
В печать

Добавить комментарий

Войти с помощью: