27 апреля, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, в Высоко-Петровской обители была совершена Божественная литургия. Возглавил богослужение временно исполняющий обязанности наместника священоинок Парфений (Леонов) в сослужении братии и клириков монастыря в священном сане.

Накануне вечером было совершено всенощное бдение.
Первое воскресенье после Пасхи посвящено событию, которое произошло на восьмой день после Воскресения Христова. Когда Христос воскрес, не все поверили в это чудо. Так, Фома, один из 12 апостолов, который, в отличие от своих друзей, не был свидетелем первого явления Воскресшего Христа, сказал, что уверует в воскресение только тогда, когда сам увидит раны от гвоздей на теле Иисуса и потрогает их.


Сегодня за богослужением мы слышали отрывок из Евангелия от Иоанна, который описывает это событие. Описано явление воскресшего Христа ученикам. В первый день недели, находясь в запертом доме, они встретили Иисуса, который показал им свои раны и сказал: «Мир вам!». Он даровал им Духа Святого и власть прощать грехи. Однако Фома, не присутствовавший тогда, не поверил в воскресение, пока не увидел следы от гвоздей. На восьмой день, когда все апостолы собрались вместе, им явился Спаситель и предложил Фоме осуществить его намерение. Увидев воскресшего Учителя, потрясенный Фома тотчас же исповедовал свою веру в Него, сказав: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28). Фома признал Иисуса своим Господом, и Иисус сказал: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:28)

Таким образом Церковь сегодня вспоминает уверение апостола Фомы. Имя Фома стало нарицательным, но в песнопениях Церкви неверие Фомы называется добрым. «Так Выразилось не неверие, Враждебное Богу, а неизречённая радость; так выразилась душа пред Величием события, превышающего человеческий ум, пред Величием события, изменившего состояние человечества», – объясняет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Евангельское чтение о Фоме напоминает, что вера должна быть зрелой и подкрепленной опытом. Вера в воскресение — это не просто признание факта, это вера в победу жизни над смертью и в истинность всех слов Христа.
В проповеди по запричастном стихе иерей Герман Демидов обратил внимание на множество названий сегодняшнего воскресного дня и богатство смыслов. Антипасхой также называют первое воскресенье после Пасхи. В Древней Церкви Антипасха знаменовала окончание празднования Пасхи. Окончание Светлой седмицы, следующий воскресный день – вторая Пасха, когда совершалось богослужение по тому же чину, как и совершалось на Пасху.
Еще одно название – Красная Горка. А Красная горка — это народный праздник, день весны и любви, на который испокон веков приходилось множество свадеб, гуляний и хороводов, поскольку Великим постом, а также на Светлой седмице Церковь не совершала венчания.


И каждый из этих смыслов сегодняшнего воскресного дня, по словам отца Германа, не существует в отдельности. Каждое из этих событий дополняет друг друга и создаёт божественную гармонию смыслов нашей жизни. Отец Герман напомнил слова святителя Григория Богослова, который говорил: «Те, кто достойно провел Страстную седмицу и те, кто отпраздновал Светлую седмицу, начинают жить новой жизнью».

По окончании Божественной литургии и крестного хода, временно исполняющий обязанности наместника священноинок Парфений (Леонов) поздравил всех собравшихся за богослужением с воскресным днем, с Антипасхой и напомнил, что на будущей седмице во вторник святая Церковь будет совершать богослужение особого дня поминовения усопших, именуемой Радоница. Радоница следует сразу после Светлой пасхальной Седмицы и призывает радоваться рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и Воскресением Иисуса Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
Отец Парфений пригласил всех в этот день на богослужение помолиться об усопших родственниках.
В нашей Обители накануне в понедельник, 28 апреля, в 17:00 будет совершена вечерня, утреня и заупокойная лития.
А во вторник, в сам день Радоницы, 29 апреля, в 8:00 будет совершена Божественная литургия и панихида по усопшим.