19 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, апостола Фомы, в Высоко-Петровском монастыре была совершена Божественная литургия. Возглавил богослужение наместник обители епископ Бронницкий Иоанн. Его Преосвященству сослужили братия в священном сане и клирики монастыря.

Накануне вечером было совершено всенощное бдение.




За богослужением мы слышали отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 7:11-16), в котором Иисус воскрешает единственного сына вдовы из города Наин, останавливая погребальную процессию. Увидев ее, Господь сжалился и сказал ей: «Не плачь». Он прикоснулся к одру, остановив процессию, и повелел: «юноша! тебе говорю, встань!» Мертвый юноша поднялся и стал говорить, и Иисус отдал его матери.


Это чудо демонстрирует силу Господа над смертью и скорбью, а также Его сострадание к нуждающимся. Воскрешая сына вдовы, Иисус также учит нас милосердию без осуждения. Чудо воскрешения сына наинской вдовы являет собой прообраз грядущего всеобщего воскресения, которое станет возможным через собственную смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

«Великий пророк восстал между нами», – так прославлял народ Господа, вспоминая великих пророков Илию и Елисея, которые также воскрешали сыновей вдов (3 Цар. 17:17-24; 4 Цар. 4:18-37). «И Бог посетил народ Свой» — этими словами евангелист подчеркивает признание народом того, что через деяния Иисуса сам Бог пришел к ним, чтобы утешить, спасти и даровать жизнь.
Во втором отрывке от Иоанна (Ин. 20:19-31) евангелист повествует нам о том, что вечером первого дня недели, когда ученики собрались в доме с запертыми дверями из-за страха перед иудеями, явился им Иисус и приветствовал их словами «Мир вам!». Он показал им Свои раны, и ученики обрадовались, а Христос наделил их властью прощать грехи. Одного из учеников, Фомы, с ними не было, и он отказался верить в воскресение, пока сам не увидит ран Господа. Через восемь дней Иисус вновь явился апостолам, и Фома был с ними. Христос предложил ему коснуться Своих ран, и тогда Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Иисус ответил ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».


Этот евангельский эпизод показывает, что истинная вера не должна быть поверхностным признанием факта, а глубоким, преображающим жизнь опытом. В лице Фомы, которого часто называют «неверующим», мы видим человека, которому было трудно поверить в воскресение Христа, потому что это означало бы полное изменение его мировоззрения. Ему нужна была не просто информация, а личное, убедительное свидетельство. Иисус не осудил его сомнения, а дал возможность удостовериться, показав, что Его любовь к ученикам сильнее их неверия. Это призыв к нам: не бояться искренних вопросов, искать личной встречи со Христом и помнить, что истинная вера, даже без видимых доказательств, приносит особое благословение.

В проповеди по запричастном стихе иерей Герман Демидов, упоминая евангельский эпизод воскрешения Иисусом сына наинской вдовы, отметил, что в Библии всего десять раз происходит воскрешение мертвых. Пророк Илия, пророк Елисей воскрешали из мертвых, и сам Господь воскрешает праведного Лазаря и воскрешает сына наинской вдовы. Отец Герман обращает внимание на две процессии: у ворот Наина сходятся два потока людей, символизирующих жизнь – с одной стороны, и смерть – с другой. Из города выходит похоронная процессия, которая олицетворяет скорбь, безысходность, отчаяние. Но в город входит Иисус с учениками и народом — это шествие жизни, надежды и Царства Божьего.

Проповедник подчеркнул, что Бог пришел в этот мир, упразднил отчаяние, победил смерть и дал нам смысл жизни. Основная проблема заключается в том, что люди часто сами выбирают «сторону тьмы» вместо света, предпочитая привычный комфорт христианскому образу жизни.
По окончании Божественной литургии наместник монастыря епископ Бронницкий Иоанн сердечно приветствовал прихожан и гостей обители и обратился к присутствовавшим с архипастырским словом.

Обращаясь к Евангелию дня о воскрешении Христом сына наинской вдовы, владыка Иоанн акцентировал внимание на глубине трагедии этой женщины: потеряв единственного сына после смерти мужа, она осталась абсолютно одинокой и беззащитной в обществе, где не существовало социальной поддержки, и была обречена на нищету и отчаяние. «Что может быть трагичней и ужасней, чем смерть близкого человека? Наверное, только смерть детей. Особенно, когда родители являются свидетелем этих смертей»,- добавил владыка.

Христос, движимый состраданием, воскресил юношу Своей властной силой. Владыка отметил, что Господь совершил двойное чудо: не только вернул мертвого к физической жизни, но и спас душу самой вдовы от уныния и отчаяния: «Это очень опасные состояния. Мы знаем, как тяжело бывает найти в себе силы, чтобы справиться с ними. Господь как сердцеведец увидел внутренний мир этой несчастной женщины. Он совершил два чуда в один момент: чудо воскрешения из мертвых и чудо спасения души, которая была на грани духовной гибели». Это действие Господа иллюстрирует главную цель всех Его чудес – спасение человеческой души от вечной погибели.


Епископ Иоанн призвал верующих в моменты жизненных испытаний, когда кажется, что все надежды исчерпаны, вспоминать этот евангельский эпизод и укрепляться в вере. Наместник добавил, что испытания попускаются Богом для нашего назидания, а неверное их восприятие свидетельствует о духовной слабости. Для укрепления духа необходима регулярная духовная жизнь, включающая молитву, пост и добрые дела, что требует от каждого из нас сознательного усилия и воли. Господь же, видя даже малый шаг навстречу, подаст нам Свою великую благодать. «Будем внимательно относиться к себе и, конечно, к своим близким. Будем не уставать в молитве, насколько у нас хватает времени и сил, но делать это от чистого сердца, искренне доверяя Богу, Который один в силах не просто воскресить умершего, а, что еще более важно, спасти погибающую душу», – завершил свою проповедь епископ Иоанн.