17.04.2025 В Обители были совершены богослужения Великого Четверга

В Великий Четверг в Высоко-Петровской обители были совершены уставные богослужения. Возглавил богослужения временно исполняющий обязанности наместника священноинок Парфений (Леонов) в сослужениии братии и клириков монастыря в священном сане.

Великий Четверток  Страстной седмицы посвящен воспоминанию событий, непосредственно предшествовавших взятию Господа Иисуса Христа под стражу и Его Распятию: Тайной вечере, во время которой Господь установил таинство Евхаристии и омыл ноги ученикам, ночного моления Христа в Гефсиманском саду и предательского лобзания Иуды, послужившего знаком для взятия Господа под стражу (Мф.26:17-56; Мк.14:12-50; Лк.22:1-53; Ин.13,18:1-11).

Основная тема Великого Четверга — Тайная Вечеря Иисуса Христа с двенадцатью апостолами. В этот день Христос установил таинство Евхаристии, или, иначе, Причастия. С тех пор христиане под видом хлеба и вина причащаются во время Божественной литургии Тела и Крови Спасителя. О необходимости причащения в Евангелии говорит Сам Господь: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин 6:53).

Утреннее богослужение состоит из чтения часов, изобразительных и вечерни, совмещенной с литургией Василия Великого.

Служба Великого Четверга является особенной. В этот день заготавливаются запасные Святые Дары на весь год. В течение всего года они используются для причащения больных и тех, у кого нет возможности прийти в храм. Приготовление Даров совершается в алтаре за закрытыми царскими вратами.

За Литургией мы слышим длинный отрывок из Евангелия от Матфея (Мф.26:1-20), в котором Христос открыто говорит ученикам о Своём скором распятии. В то же время первосвященники замышляют убийство, боясь не Бога, а народного гнева. На фоне этой тьмы — свет любви: женщина возливает драгоценное миро на главу Спасителя, готовя Его ко погребению. Но рядом уже зреет предательство: Иуда, один из избранных, идёт к врагам Учителя и продаёт Его за тридцать серебряников. И всё же в тот же вечер Господь садится за трапезу со Своими учениками — зная, кто предаст, и всё равно преломляя с ними хлеб. Так начинается путь к Голгофе, путь любви до конца. В следующем отрывке Евангелия во время Тайной вечери Христос открывает ученикам: «Один из вас предаст Меня». Ужас и смятение проникают в сердца апостолов — и каждый спрашивает: «Не я ли, Господи?» Даже предатель Иуда делает вид, будто не знает. Но Иисус продолжает трапезу, благословляет хлеб и чашу — и тем самым устанавливает Таинство Евхаристии. Перед лицом предательства Он не отрекается от любви, а дарует Себя – как Хлеб Жизни (Мф. 26:21-39) Позже, в Гефсиманском саду, Христос склоняется в молитве. Он — истинный Бог и истинный Человек — ощущает всю тяжесть предстоящих страданий и смертельной муки. Его душа скорбит смертельно. Он просит Отца: «Да минует Меня чаша сия», — но тут же говорит: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты». Так начинается крестный путь послушания, путь Спасения, который открывает нам вход в Царствие Небесное (Мф.26:40–27:2).

Помимо прекрасных и глубоких стихир — песнопений, содержание которых отражает главные темы Великого Четверга, на Литургии вместо Херувимской песни поется молитва, которую мы обычно читаем перед причащением: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но, яко разбойник, исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Эта же молитва поется  во время причащения и после него вместо привычного песнопения «Да исполнятся уста наша…».

Было совершено вечернее богослужение Великого Четверга с чтением 12-ти Страстных Евангелий.

Вечером Великого Четверга в храмах совершается особое богослужение — Утреня Великой Пятницы, или Служба 12-ти Евангелий Страстей Христовых. Это одна из самых проникновенных и трагичных служб года. Основу этого богослужения составляют двенадцать отрывков Евангелия, раскрывающих всю последовательность событий Тайной Вечери, Крестного Пути и смерти Спасителя. Всё, что пережил Христос ради спасения мира, проходит перед нашими глазами — не как далекая история, а как нечто, касающееся лично каждого. Между этими текстами звучат песнопения, которые передают духовное значение происходящего. Важное место занимает следующее песнопение богослужения: «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий» (Разделили ризы Мои между собой и за Мою одежду бросали жребий)— слова пророчества о Крестных страданиях Спасителя, взятые из 21-го псалма Давида.

В первые века христианства верующие Иерусалима собирались в эти часы не в храмах, а прямо на святой земле: на Елеонской горе, в Гефсиманском саду, на Голгофе. Мы же, читая или слушая эти тексты, можем мысленно пройти тем же путём — от вечери до креста.

VK
OK
Telegram
WhatsApp
Email
В печать

Добавить комментарий

Войти с помощью: