12.10.2025 Богослужения Недели 18-й по Пятидесятнице были совершены в Высоко-Петровском монастыре

12 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, в Высоко-Петровском монастыре была совершена Божественная литургия. Возглавил богослужение наместник обители епископ Бронницкий Иоанн. Его Преосвященству сослужили братия в священном сане и клирики монастыря.

Накануне вечером епископ Иоанн возглавил всенощное бдение.

За богослужением мы слышали отрывки из Евангелия от Луки. В первом евангельском отрывке (Лк. 6:31-36) Господь учит своих последователей: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Далее Иисус говорит: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым».

Господь подчеркивает, что любить тех, кто любит нас, или делать добро отвечающим нам добром — это не заслуга, ибо так поступают и грешники. Истинное духовное превосходство заключается в том, чтобы любить врагов, благотворить, давать взаймы, не ожидая ничего взамен. За это верующих ждёт великая награда – они станут сынами Всевышнего.

Христос призывает нас к духовной трансформации через милосердие. Смысл такого бескорыстного добра — не изменить врагов, а изменить себя, уподобившись Богу, Который милосерд к злым и неблагодарным.

Во втором евангельском отрывке (Лк. 6:17-23) Иисус, сойдя с учениками на ровное место, собрал множество людей, пришедших послушать Его и исцелиться от болезней. От Него исходила сила, исцелявшая всех. Взглянув на Своих учеников, Христос произнес заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом» и «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь»., «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь». Он также провозгласил блаженство для гонимых и ненавидимых людьми за Сына Человеческого, призывая их радоваться, «ибо велика вам награда на небесах».

Исцеляя, Христос призывает людей к истинной вере. Нищие духом — это не просто робкие люди, а те, кто абсолютно ни на что не надеется, кроме Бога, освободив свою жизнь от ложной надежды на земные вещи. Только такая вера позволяет войти в Царство Небесное, где за праведность смиренных и страждущих ждет награда – быть со Христом.

В проповеди по запричастном стихе иерей Герман Демидов, обращаясь к первому евангельскому отрывку, отметил, что Господь нам повелевает соблюдать золотое правило нравственности: как ты хочешь, чтобы к тебе относились люди, так и ты относись к ним. Данный принцип был актуален как в древние времена, так же он актуален и сегодня. Отец Герман подчеркнул важность проявления милосердия к ближнему, которое является основой для достижения духовного совершенства.

Господь нам говорит о совершенстве добродетели милосердия: «Будьте совершенны, так как Отец ваш совершен, потому что Он милосерден ко всем: и к добрым, и к злым» (Лк. 6:31-36). По словам отца Германа, мы должны каждый день учиться милосердию, снисходительности друг к другу и делать небольшие добрые дела, которые бы не были обусловлены нашими интересами или какой-либо корыстью.

По окончании Божественной литургии наместник монастыря епископ Бронницкий Иоанн сердечно приветствовал прихожан и гостей обители и обратился к присутствовавшим с архипастырским словом.

В своей проповеди владыка Иоанн также обратил внимание на отрывок из Евангелия от Луки, в котором Христос в Своей Нагорной проповеди словами «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк.6:31-36) явил миру новое мировоззрение, которое фундаментально отличается от законов общества, основанных на справедливости и воздаянии. С человеческой точки зрения, заповеди Христа — любить врагов, прощать обиды и давать взаймы, не ожидая возврата, — кажутся парадоксальными и даже нарушающими логику земного правосудия, где жизнь регулируется строгим, но справедливым законом, который поддерживается государством, а за нарушение закона должно следовать наказание.

Однако, как отметил владыка, Христос предлагает новые правила, основанные на первом, самом главном законе, который Он принес на землю, – законе любви. Главная трудность в его соблюдении заключается в нашей собственной греховной и страстной природе, которая мешает нам проявлять такую совершенную любовь по отношению к ближним.

Но Христос призывает нас к абсолютной любви – любви всех по отношению ко всем. «И, если даже кто-то кого-либо обидел, то, основываясь на этом принципе любви, мы должны простить, а еще лучше не просто простить, а сделать благо тому человеку, который нам сделал зло. Таков уровень настоящей Божественной любви», – сказал владыка Иоанн.

Второй важный аспект, на который обратил внимание владыка, – это ожидание награды за любое наше доброе дело. Творя добро, мы интуитивно, на подсознательном уровне ждем ответной благодарности или аналогичного доброго поступка по отношению к нам. Это также является одной из сторон греховной сущности человека. Единственной причиной наших добрых поступков должна быть любовь к Господу.

«Если мы кому-то что-то делаем доброе, словом или делом, то мы это делаем, прежде всего, Господу. А вот награда Господня нам гарантирована в том случае, если мы не ожидаем земной награды. Об этом Иисус и говорит нам: «наречетесь сынами Божиими» (Лк.6:31-36). Ни одна земная награда не сможет затмить Божественную награду в вечности – именоваться сыновьями или дочерьми Господа. И даже здесь, на земле, мы уже можем почувствовать сопричастность Богу, если найдем в себе силы совершать добро бескорыстно, не отвечать злом на зло, прощать и, насколько хватает сил, любить и тех, кто нас любит, и тех, кто нас не любит. И вот тогда закон любви возобладает над всеми другими законами мира. Потому что только любовью Господь руководствуется в своем отношении ко всем нам», – завершил свою проповедь епископ Иоанн.

VK
OK
Telegram
WhatsApp
Email
В печать

Добавить комментарий

Войти с помощью: