История взаимодействия Высоко-Петровского монастыря и Государственного Исторического музея в 1920-х годах

В рамках конференции “Слово, образ, понимание. Теория и практика работы с источниками”, организованной Московским Православным институтом св. апостола Иоанна Богослова в канун празднования памяти небесного покровителя вуза 20 мая 2016 года, прозвучал доклад, посвященный вопросам взаимоотношений Высоко-Петровского монастыря и Государственного Исторического музея в 1920-х годах. Доклад подготовила аспирант кафедры истории МПИ св. Иоанна Богослова Елена Балашова.  В виде краткого сообщения данная тема была озвучена Балашовой Е. Г. и в ходе круглого стола «Утерянные и сохраненные святыни Высоко-Петровского монастыря», состоявшегося в Государственном Историческом музее 16 февраля 2016 г.17

История взаимодействия Высоко-Петровского монастыря и Государственного Исторического музея в 1920-х годах.

Балашова Елена Григорьевна,

аспирант МПИ св. апостола Иоанна Богослова

О взаимоотношениях Высоко-Петровского монастыря и Государственного исторического музея в 1920-х годах свидетельствуют документы, сохранившиеся в архивах. С 1922 года настоятелем Высоко-Петровской обители был епископ Варфоломей (Ремов). В 1923 году, после закрытия Зосимовой пустыни, некоторые ее насельники, поселившиеся в Москве, по приглашению владыки Варфоломея стали клириками храма преподобного Сергия Радонежского – единственного в то время действующего храма бывшего Высоко-Петровского монастыря. В 1920-х годах начался духовный подъем монастырской общины, продолжавшей свое служение втайне от властей. Государство постепенно забирало и опечатывало храмы общины. Частично они передавались под жилой фонд, частично просто стояли закрытыми. В 1924 году появляется заинтересованность со стороны Государственного исторического музея в музейном использовании зданий Высоко-Петровского монастыря.01_Петровка_ВПМ_1910-е_

Первый из документов, который говорит об этом, происходит из Центрального государственного архива Московской области. Большинство остальных документов, о которых пойдет речь, хранятся в Центральном архиве города Москвы.

02_ЦГАМО_66_18_316_197_1924г

15 марта 1924 года письмом № 3638 Президиум Московского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов (далее – Моссовет) дает ответ на запрос Управления Центроархива от 11 марта того же года, направляя копию в Административный Отдел Моссовета (АОМС): «Управление Делами Президиума Московского Совета настоящим сообщает, что Ваше ходатайство о предоставлении в Ваше распоряжение 3-х церквей Высоко-Петровского монастыря, что у Петровских ворот, под размещение архивных материалов – удовлетворено быть не может в виду протеста Главмузея каковой1 предлагает таковые церкви использовать в Музейных целях». Для нас важна надпись, сделанная от руки с левой стороны документа поверх текста: «Новикову. Поговорить с директором Исторического Музея. Предложить ему обратиться с письменным ходатайством об использовании Петровского монастыря с Ад. Отд. Моссовета. 18/ IV – 24 г.».2

03_ЦАГМ1215_3_74_102Дальнейшие события развивались быстро. Уже 11 июля 1924 г. все храмы бывшего монастыря были опечатаны. Акт опечатывания был составлен на основании телеграммы Административного отдела Моссовета от 9 июля 1924 г.3 «…Была опечатована все здание Петровского монастыря в количестве 4-х помещен[ий] назван[ых] церквей 1) храм преподоб. Сегия, 2) храм Святителя Петра, 3) храм Тол[г]ской бож[ией] Мат[ери], 4) Боголюбской Собор…»4. Все клирики и прихожане Высоко-Петровской обители покинули стены родного монастыря, однако не оставляли надежды на возвращение. Уже 1 сентября того же года община возвращается в монастырь, но уже не в храм преподобного Сергия, где богослужения проходили до его закрытия, а в храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Возможно, свою роль в этом сыграло то, что настоятель монастыря епископ Варфоломей официально состоял сотрудником Церковного Отдела П/секции по охране памятников искусства и старины секции Изобразительных Искусств Художественного Подотдела Отдела народного образования Моссовета (удостоверение от июня 1920 г.)5, сам владыка, тогда еще архимандрит Варфоломей, также упоминает об этой своей должности в ходе заключения в Бутырской тюрьме 19 января 1921 г.6 и, уже будучи епископом и настоятелем Высоко-Петровской обители – в «Анкете служителя религиозного культа»7.

Необходимо отметить, что уже вскоре после изгнания общины из монастыря Исторический музей направляет в Моссовет ходатайство о предоставлении Боголюбского собора в пользование верующих. В более позднем документе (от 20 марта 1929 года) об этом сказано: «Одна из пяти закрытых в 1923 году церквей быв. Петровского монастыря функционирует по просьбе Главнауки, которая предполагала сохранить здание от разрушения силами группы верующих»8. В документе же от 18 августа 1924 года (вход. №13419) говорится:

03_ЦАГМ1215_3_74_102«Выписка из протокола № 30 заседания Президиума Всероссийского Центрального Испонительного Комитета Совета Раб., Крест. и Красноарм. Деп. от 14 авг. 1924 года.

Слушали: в[опрос]/ о предоставлении в пользование верующих Боголюбского собора Петровского монастыря в Москве. (т. Смидович)

Постановили: Постановление Президиума Моссовета от 3/VII–24 г. о передаче в ведение исторического музея зданий культа Высоко-Петровского монастыря на предмет размещения в нем Музея Старой Москвы оставить в силе.

Имея в виду отношение исторического музея от 31/VII с.г. № 2401 удовлетворить просьбу верующих о предоставлении в их пользование по договору Боголюбского собора.

Подписи».9

Резолюция на выписке: «Передать по акту здание общине верующих предоставить в недельный срок подробную опись на культовое имущество» – датирована уже 1 сентября 1924 г.

18 августа Российский Исторический музей на основании вышеозначенного постановления произвел «приемку церквей Высоко-Петровского монастыря»10, для чего были произведены обмеры и описано имущество. В не предназначенных для передачи верующим храмах Толгской иконы Божией Матери, Петра митрополита и в Сергиевском храме были описаны вещи, «оставленные для использования и утилизации Российским Историческим музеем». Среди них – престол Петровского храма, жертвенники, части иконостасов, в том числе из ликвидированных ранее Покровского и Петро-Павловского храмов, а также Сергиевского (без икон), аналои, свечные ящики и т.д.11

05_ЦАГМ1215_3_74_112Отдельно в «ликвидируемом Сергиевском храме» были описаны «предметы, подлежащие государственной охране», среди которых:

«№ 1. Икона Влахернской Б.М. 10 ½ х 8 ½ вер. из воскомастики. На иконе риза безпробная, с надписью 1701 года. Риза поломана, украшения сняты за исключением сохранившейся на главе Богоматери эмалевой старой запоны с белыми камнями.

2. Икона Спаситель, 7 х 6 вер. XVIII в. без ризы.

3. ” Казанская Б.М. 7 х 6 XVIII в. без ризы.

4. ” Адриан и Наталья 7 х 6 вер. XVIII в. в серебр. оплечье и кайме.

5. ” Богоматерь с Богомладенцем 4 х 3 в. XVIII в. в серебр. ризе.

6. ” Смоленская Б.М. 6 ¼ х 5 ¼ в. XVII в. в серебр. оплечье 1771 года.

7. ” Казанская Б.М. 7 ½ х 6 ¼ в. XVIII в. в серебряной ризе 1772 года.

8. ” Николай Чудотворец 7 ½ х 6 ¼ в. XVIII в. в серебряной ризе 1773 года.

9. ” Владимирская Б.М. 7 ¼ х 6 1/8 в. XVIII в. в серебряной ризе 1777 года» 12

и другие иконы, Евангелия и т.д.

А через день, 20 августа, появляется рапорт инспектора Брыкова Начальнику отделения административного надзора: «…Во время ликвидации Высоко-Петровского монастыря, мною в присутствии представителей Главмузея, Исторического музея и общины верующих было обнаружено, что с 7 покровов взятых Музейным Отделом на учет как громадной стоимости историко-художественного значения, похищены все серебряные дробницы (накладки) весом приблизительно более 1 пуда. Поскольку об этом приходской совет не составлял акта, не сообщил в А.О.М.С. и милицию, – держал это похищение в секрете, то вина всецело ложится на них, вероятно и совершивших это хищение. После тщательной проверки всего музейного имущества выяснилось следующее: все остальные вещи оказались в наличии за исключением следующего несоответствия: согласно акта комиссии экспертов Главмузея и членов комиссии по изъятию ценностей, указано, что на венчике Влахернской б.м. иконы имеются в золотых гнездах красные и зеленые камни /рубины и изумруды/ и золотая подвеска с драгоценными камнями, // которых не оказалось, и были вероятно похищены, но имеется, не указанная в данном акте, эмалевая запона, осыпанная греческими алмазами. Устаносить виновников хищения не представилось возможным. Члены старого церк.-приход. совета высланы О.Г.П.У. из пределов Москвы, новые же члены заявляют, что они фактически имущества от старого совета не принимали, описи не имели, а поэтому и не знали, что у них должно было быть»13.

О том, насколько правомочны были обвинения общины в хищении ценностей, говорит Акт, составленный за два года до описываемых событий, а именно 24 апреля 1922 года, копия же его была составлена в ходе, вероятно, расследования этого «хищения» в 1924 году: «…эксперты музейного Отдела Главнаука Стороженко С. А. и Баев А. И. присутствовали при изъятии церковных ценностей из церкви Высокопетровского монастыря, в присутствии членов подкомиссии по изъятию в составе уполномоченного т. Чугунова О. И. и помощника уполномоченного т. Чибисенко, представителей общины верующих Блюминой В. А. и Сергеенко А. З. и священников архимандр. Михаила, иеромонаха Виталия, иеродиакона Петра произвели экспертизу и признали следующие предметы: 1/ икона Влахернской б.м. 10 ¾ х 8 ½ вер. Риза и венец серебряные, чеканные, золотая подвеска с красными камнями, а так-же зеленые и красные камни с венца в золотых гнездах взяты подкомиссией. Икона рельефная деревянная части мастичные 1701 год, 2/ Икона Толгской б. м. Оплечье и венец // серебряные чеканные, риза парчовая шитая перлами и цветными стеклами 11 х 14 вер. подкомиссией взяты ценные камни 17 века признали подлежащими взятию на учет музейным отделом Главнауки, как предмет историко-художественного значения и передали таковые общине верующих согласно настоящего акта под росписку на временное хранение. Подписи. С подлинным верно. Инспектор адмнадзора. 16/ VIII 24 <три подписи>».14 Вероятно, сложности с расстановкой знаков препинания в документе не дали возможности сразу разобраться, что было взято подкомиссией (ценные камни), а что – признано «подлежащим взятию на учет как предмет историко-художественного значения» и «передано общине верующих» (иконы).

06_Боголюбский собор и часть некрополя1 сентября «здание культа т.н. Боголюбский собор Высоко-Петровского монастыря» был передан со всем имуществом в пользование группе верующих, которая обязывалась в недельный срок составить подробную опись на все имущество и представить в отделение адмнадзора АОМС.15

В дальнейшем мы видим еще несколько документов, касающихся пользования Историческим музеем07_колокольня и Толгский храм помещений Высоко-Петровского монастыря. Среди них – жалоба Исторического музея на общину верующих в Административный отдел Моссовета, в которой говорится о расходах, понесенных Музеем на ремонт колокольни, и о том, что, «в виду того, что колокольней пользуется для культовых целей церковная община Боголюбской церкви того же монастыря, ГИМ предложил последней … принять участие в расходах по ремонту и реставрации колокольни. Однако, несмотря на неоднократные требования // Музея о возмещении расходов по ремонту колокольни, – Церковная Община до сего времени денег не вносит» и «отказывается от принятия участия в означенных расходах, вследствие чего Государственный Исторический Музей вынужден передать настоящее дело в Нарсуд и кроме того воспретить Церковной Общине пользование колокольней для звона в культовых целях»16. Документ датирован 13 сентября 1927 года. Вскоре звоны Петровского монастыря прекратились, хотя официально колокольные звоны в Москве были запрещены только 30 января 1930 года.

Почему община не могла принять участие в оплате ремонта колокольни, видим по еще одному документу – это письмо во ВЦИК «от группы верующих б. Высоко-Петровского монастыря» 1929 года, связанное с постановлением о закрытии последнего храма обители – Боголюбского. В нем, в частности, говорится: «социальный состав группы верующих б. Высоко-Петровского монастыря, как это может видеть ВЦИК из приложенных документов, относится в подавляющим большинстве своем к беднейшим элементам»17. В то же время, «систематический надзор группы верующих как за внешним, так и за внутренним состоянием [Боголюбского] храма, надзор, который требовал постоянного ремонта, производимого коллективными трудовыми средствами группы верующих, произвел то, что в настоящее время, после многих трудовых и денежных усилий, блестящий и единственный по своей исторической и архитектурной значимости памятник оригинального зодчества сохранен в своем неизменно прекрасном виде. И это, конечно, в результате как наших обязательств по акту, так и нашей безграничной любви к дому молитвы»18

08_ЦАГМ1215_3_74_187Это письмо было написано после появившегося 5 апреля 1929 года постановления Моссовета «о закрытии церкви быв. Петровского монастыря», в котором говорится: «1. Вследствие острой необходимости в помещении для работ аспирантов Высшего Художественно-Технического Института («ВХУТЕИНА») и пригодности для этой цели здания церкви быв. Петровского монастыря и принимая во внимание малочисленность ее группы верующих и то, что поблизости этой церкви в расстоянии менее 1 километра имеются другие церкви того же толка, руководствуясь инструкцией Нар.Ком.Вн.Дел и Нар.Ком.Юст. от 19/ VI 1923 /С.V. 1923г. № 72), названную церковь закрыть и ее здание при условии сохранения его внешнего вида по указанию Главнауки передать для работ аспирантов Высшего Художественно-Технического Института, а предметы культа ближайшей группе верующих по описи. 2. В случае жалобы верующих во ВЦИК (в 2-хнедельный срок со дня об”явления настоящего постановления) ликвидация церкви может быть рпоизведена не ранее разрешения жалобы ВЦИК-ом».19

Вышеупомянутая жалоба со стороны верующих последовала. В ней опровергалась, в том числе, информация о малочисленности прихожан, а также о том, что рядом находятся храмы «того же толка» – в официальном письме во ВЦИК в 1929 году читаем удивительные слова: «Как раз в этом отношении группа верующих б. Высоко-Петровского монастыря в силу своей фактической религиозной жизни не сможет поступиться тем укладом, какой установился внутри нашей группы, без потери своего лика и09_Высоко-Петровский_40-е смысла самостоятельного существования, чем мы так дорожим»20. Удивительно и трогательно читать такие слова в официальном письме, направленном во ВЦИК от представителей тайного монастыря. 

О постановлении же Мосгубисполкома об окончательном закрытии Боголюбского храма и передаче его для нужд ВХУТЕМАС, как сказано в приведенном письме, «ни Главнаука, ни Исторический музей, в непосредственном ведении коего находится б. Высоко-Петровский монастырь, ни Вхутемас не знают…, как об этом мы узнали из наведенных нами справок»21

Однако решением от 29 мая 1929 г. «просьбу верующих о пересмотра вопроса Президиум ВЦИК”а оставил без удовлетворения»22. Здание храма отбирают, и верующим ничего не остается, как оставить ставшие родными стены Боголюбского собора, где на протяжении пяти лет шла серьезная духовническая работа, совершали свое старческое делание ученики преподобных зосимовских старцев Алексия и Германа – архимандрит Агафон, впоследствии преподобномученик Игнатий (Лебедев), погибший в лагерной больнице в 1938 г., игумен Митрофан (Тихонов), предположительно расстрелянный в тюрьме в 1943 г., архимандриты Никита (Курочкин) и Зосима (Нилов), почившие после ссылки в Северный край, соответственно в 1937 и 1938 гг., здесь окормлял монахинь закрытой Алексеевской обители иеросхимонах Иннокентий (Орешкин) († 1949), не раз приезжал и келейник преподобного Германа Зосимовского иеромонах Мелхиседек (Лихачев), расстрелянный в 1931 г.; здесь был рукоположен во иеромонаха верный келейник преподобного Алексия Зосимовского отец Макарий (Моржов), также расстрелянный в 1931 г., ныне прославленный как преподобномученик, здесь начинали свой путь к страданиям за Христа преподобномученики Герман (Полянский) († 1938), Феодор (Богоявленский) († 1943). Здесь было положено начало тайным Петровским монашеским общинам, некоторые из которых сохраняли совместное молитвенное делание до конца 1970-х годов… 

Старостой общины – «председателем Совета церковной общины» – была в то время Варвара Александровна Платонова, верное духовное чадо настоятеля обители. Большинство документов со стороны общины верующих подписаны именно ее рукой. Уже 10 июня 1929 года она подписывает ходатайство в Административный отдел Моссовета о предоставлении группе верующих при б. Высоко-Петровском монастыре «церкви преподобного Сергия, что на Большой Дмитровке, для отправления в ней богослужений. Одновременно группа верующих просит о передаче в ея ведения икон, предметов культа и облачений из ликвидируемого собора Боголюбской Б. М. в б. Высоко-Петровском м[онастыре]»23.

Однако вскоре появляется «Приемо-сдаточная ведомость № 572 на и[мущест]во, перевезенное из быв. Петровского монастыря и сдано на склад № 1, как фонд Республики», где на трех страницах перечисляется переданное только «агенту парчевого отделения» пелены, воздухи, завесы, фелони, стихари и т.д., а также «лом серебра состоящ. полом. креста и венцы к иконам 2 шт. 2035 гр.»24 Также 20 июня 1929 г. инспектором Особой части МФО по Госфондам по акту принимаются как фонд Республики: «иконостас деревянный вызолоченный… примерно 200 квад. аршин, лом цветного металла подсвечников 20 шт., хоругвь 3 пары, ризов с иконов (так в документе – авт.) 10 шт. и прочий церков. мет. вес примерно 40 п. (т.е. более 650 кг – авт.25.

10_Боголюбский собор после ликвидации монастыря_1929В тот же день, 20 июня 1929 г., составляется Акт: «Мною, Инспектром АОМС-а Новиковым А.Н. при ликвидации Боголюбской ц[еркви] Петровского на Петровке б. монастыря сданы в Фонд Муз[ейного] п[од]отд[ела] МОНО представителю Фонда научн. сотруднику А. А. Глазунову следующие предметы». Далее на двух с половиной страницах26мелким почерком аккуратно вписаны 50 предметов27: Евангелия, напрестольные одежды, части богослужебных облачений XVII, XVIII и XIХ веков, воздухи, иконы, книги XVII и XVIII веков, в том числе «9 книг Указов 1790–1795, 1800–1812 и 1816–1834 гг. и одна книга расходная с 1817 года в переплете» – бесценные источники по истории обители – и т.д. Все тщательно и подробно описано (размер, материалы, украшения, век или даже год, если известен. Среди 24 описанных икон – иконы иконостаса XVII века, в том числе, очевидно, чудотворная храмовая Боголюбская икона: «Икона такая же [на дереве, яичными красками] Боголюбской б.м. в рост XVII в. Поновлена красками в XIX в. Есть выбоины. Размер 1,07 м х 0,4». Описанная в документе Казанская икона по размерам очень напоминает чудотворный образ, бывший в Высоко-Петровской обители с конца XVII века, но поновляемый в XVIII и XIX вв.: «Икона Казанской б.м. на вырезе. XVIII в. Левкас местами открошился. Есть выбоины. Починена красками в XIX в. 31 х 26,5 см».

11_ЦАГМ1215_3_74_212И еще одна интересная запись в этом же списке, которая заставляет нас задуматься не только о судьбе святынь, но и о судьбе некрополя Высоко-Петровского монастыря, полностью разрушенного в советское время: «Плащаница шитая золотом и серебром по атласу василькового цвета, с широкими из зеленого бархата полями, на которых золотом вышиты песнопения и летопись, 1702 г. мая во 2 день, построена монахом Петров[ского] м[онасты]ря Иларионом и сыном его Ив. Ив. Бутурлиным <далее продолжается описание Плащаницы>»28.

Инок Иларион, в миру Иван Федорович Бутурлин, представитель боярского рода, был погребен в специально утроенной рядом с собором в честь Боголюбской иконы Божией Матери усыпальнице в 1710 году. Там же упокоена супруга стольника Ивана Ивановича Бутурлина – Акилина Ивановна († 1712).29 Одно из надгробий, которые сейчас стоят вдоль стены Сергиевского храма, а раньше были просто сброшены у стены монастыря рядом с Толгским храмом, принадлежит Николаю Ивановичу Бутурлину († 1761).

12_Надгробия_1924-28На территории монастыря, который, как известно, до 1771 года был родовой усыпальницей Нарышкиных, были погребены представители и других знатных родов России. Конечно, до указанного года на территории обители хоронили и насельников монастыря. И если надгробия бояр и дворян мы видим на старых фотографиях, например, между Боголюбским и Петровским соборами, то надгробные плиты упокоившихся иноков при археологических и земляных работах находили, в земле, в основном, вокруг и за алтарем Петровского собора. По нашим предположениям часть некрополя – братского кладбища – монастыря, находится именно за алтарем Петровского собора как древнейшего и главного собора обители. Сейчас как раз на этом месте, на территории Высоко-Петровского монастыря – одна из прогулочных площадок детского садика, устроенного еще в 1940-х годах для многочисленных рабочих и служащих, проживавших в общежитии, устроенном в Нарышкинских палатах и настоятельском корпусе обители. В письме членов ВКП(б), которое было написано в 1929 г., говорится, что в этом здании «проживают около 600 рабочих и служащих»30. Можете себе представить, как это много. Мы знаем по воспоминаниям людей, которые жили в этом общежитии, что люди жили в большой тесноте. Например, семья из 11 человек жила в помещении площадью 11 кв. м. В упомянутой небольшой усыпальнице, которая находится рядом с храмом Боголюбской иконы Божией Матери, жила семья из 7 человек.13_petrovskij_monastyr_2

Что касается самого документа, где перечислены предназначенные к «сдаче в Фонд Музейного подотдела» святыни монастыря, то он дает надежду, что когда-нибудь мы сможем найти упомянутые в нем предметы. Но, к сожалению, окончание документа не дает нам полностью на эту надежду полагаться: подпись А.Н. Новикова после слова «Сдал» есть, а какой-либо подписи после слова «Принял» – нет.31 Поэтому мы не можем быть точно уверены, что эти святыни попали в те фонды, для передачи в которые они предназначались.

Дальнейшая же судьба Боголюбского собора известна. ВХУТЕИН не долго был хозяином храма. Уже в августе 1930 года ГИМ заключает договор сдачи в аренду помещения церкви, названной почему-то Богоявленской, с «ЗЕРНОТРЕСТом» «под устройство электромастерских по ремонту электрооборудования тракторов, комбайнов и автомототранспортов, принадлежащего Зерносовхозам Треста», в котором, однако, обращается внимание на то, что «при пользовании помещением церкви ЗЕРНОТРЕСТ не имеет права каких-либо перестроек и переделок без предварительного письменного разрешения ГИМ”а, в особенности, принимая во внимание, что вышеуказанная церковь является историко-художественным памятником, состоящим под государственным охранением»32. Эта передача состоялась еще до 1934 года, когда особой комиссией по учету и переучету памятников архитектуры было принято решение о выведении зданий Высоко-Петровского монастыря из списков памятников высшей категории и первой категории, что давало бы возможность использовать памятники по любому назначению33.Очевидно, ЗЕРНОТРЕСТ не выполнил своих обязательств, и храм пришел в плачевное состояние. Возможно, именно это и послужило выведению его из означенных списков. 14_bogolubskaja_

1 Здесь и далее орфография сохранена. Знаком // обозначен конец страницы документа.
2 ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 316. Л. 197.
3 ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 74. Л. 101.
4 Там же. Л. 102.
5 Центральный архив ФСБ. Д.Р.–28266. Л. 25.
6 Там же. Л. 37об.
7 ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 74. Л. 86об.
8 Там же. Л. 188.
9 Там же. Л. 124
10 Там же. Л. 117.
11 Там же. Лл. 109, 109об, 110, 110об.
12 Там же. Л. 112
13 Там же. Лл. 103, 103об.
14 Там же. Лл. 120, 120об. Подчеркнуто автором статьи.
15 Там же. Л. 125.
16 Там же. Лл. 158, 158об.
17 Там же. Л. 185.
18 Там же.
19 Там же. Л. 187.
20 Там же. Л. 186об.
21 Там же. Л. 186.
22 Там же. Л. 193.
23 Там же. Л. 194.
24 Там же. Лл. 208–210.
25 Там же. Л. 211.
26 Там же. Лл. 212, 212об, 213.
27 Всего 49 пунктов, но есть еще вписанный п. 43а.
28 Там же. Л. 212.
29 Купцов И. В. Материалы к некрополю Высоко-Петровского монастыря // Уральский родовед. Уральское Историко-Родословное общество. Вып. 5. Екатеринбург, 2001. С. 81–85. Ресурс: http://www.okorneva.ru/stati-v-sbornike-uralskiy-rodoved-vyipusk-5/ivan-vladimirovich-kuptsov-materialyi-k-nekropolyu-vyisoko-petrovskogo-monastyirya-v-moskve/ (дата обращения: 03.03.2016)
30 ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 74. Л. 181об.
31 Там же. Л. 213
32 Там же. Л. 222.
33 Тугус М. Б., научный сотрудник отдела письменных источников Государственного Исторического музея. Доклад в ходе Круглого стола «Утерянные и сохраненные святыни Высоко-Петровского монастыря», 16.02.2016.

VK
OK
Telegram
WhatsApp
Email
В печать

Добавить комментарий

Войти с помощью: