Возвращение святынь. Москвичам показали спасенные иконы

Три чудодейственных лика Богоматери, принадлежащие Высоко-Петровскому монастырю, впервые за сто лет были представлены москвичам в Государственном историческом музее. Все эти годы они хранились в запасниках ГИМ. О том, как они туда попали и почему так долго не выставлялись, узнала корреспондент «ВМ».bez-imeni_1
Едва открывшись, выставка вызвала у москвичей массу вопросов этического характера. Например, можно ли считать ее светским мероприятием, раз она проходит в музее, или это все-таки больше духовное событие, ведь экспонатами являются иконы. А раз так, то насколько удобно выставлять святыни на всеобщее обозрение в выставочном зале? Конец всем спорам положил Андрей Яновский, заместитель директора ГИМ, заявивший, что в историческом контексте различий между духовным и светским не существует.
— Русская православная церковь выполняла культурную функцию еще до появления государственных архивов, музеев и библиотек, — объяснил он. — Монастыри объединяли в себе сразу три культурных начала. Поэтому мы «обречены» на сотрудничество и дружеские отношения.
Точкой соприкосновения духовников и историков в этот раз стали три иконы XVII века, спасенные сотрудниками Исторического музея от большевиков в 1917 году.
Образы Толгской Божией Матери, Тихвинской и Казанской отправили в запасники с формулировкой «исторический памятник». Интересно, что все эти «памятники» с давних времен считаются в народе чудотворными.
— С Толгской иконой связана история спасения юного Петра Первого, укрывшегося в храме ее имени от Стрелецкого бунта, — рассказал игумен Петр, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. — С тех пор эта икона считается покровительницей рода Нарышкиных.
А икона Казанской Божией Матери, по словам монахов, помогала людям столько раз, что благодарность прихожан в буквальном смысле слова перешла все границы: ее рама была так щедро украшена серебряными подарками — печатками, крестами и кольцами, что в один прекрасный момент они закрыли лик Богородицы.
В результате монахам пришлось переплавить подарки в серебряную ризу, которая украшала икону вплоть до Отечественной войны 1812 года. А сразу после наступления французских войск серебряный оклад куда-то исчез. Впрочем, монахи отнеслись к этому спокойно.
— На все воля Божья, — заметил игумен Петр. — Хорошо, что дорогой оклад отвлек похитителей от самого ценного — чудодейственного лика Богоматери.
В середине XX века иконы, хранившиеся в запасниках, начали реставрировать, а к девяностым годам часть образов музей передал обратно монастырям. Так, в Свято-Петровский монастырь вернулись сразу 11 икон! Однако три лика Богородицы в число возвращенных реликвий тогда не вошли, потому что задержались в реставрационных мастерских. А когда в силу вступил закон о неотчуждении собственности музейного фонда, иконы окончательно закрепились за музеем.
Впрочем, сегодня по этому поводу уже, кажется, никто не переживает. Ведь миссия иконы — служить людям. А уж где они при этом будут находиться, не имеет значения.15

Газета «Вечерняя Москва»

VK
OK
Telegram
WhatsApp
Email
В печать