В Государственном историческом музее впервые после реставрации показали три святыни Высоко-Петровского монастыря

В Государственном историческом музее состоялась конференция «Утерянные и сохраненные святыни Высоко-Петровского монастыря». Участникам конференции предоставилась уникальная возможность увидеть три иконы, которые были сохранены работникам музея в конце 20-х годов прошлого века, когда монастырь был закрыт безбожной властью. Это Толгская, Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери, в настоящее время пребывающие в запасниках ГИМ.ф

Выступающие на конференции научные сотрудники рассказывали о истории Высоко-Петровского монастыря в ХХ веке, который был закрыт в 1929 году. О самоотверженном подвиге сотрудников Государственного исторического музея (Николай Виноградов, Михаил Александровcкий, расстрелянный в 1937 году Александр Анисимов и др.) которым удалось вывезти в музей монастырский архив и часть икон, начать в 1927 году паспортизацию монастырских храмов. «Но в конце 30-хх годов часть помещений монастыря заняли цеха Московского электромеханического завода, а часть помещений отдали под заселение и вся музейная работа была свернута»,- рассказала научный сотрудник отдела письменных источников ГИМ Марина Тугус. – Но в 1957 году по решению советского правительства Высоко-Петровский монастырь передали в ведение Минкультуры и началось его расселение и реставрация, в частности реставрация готовой обрушиться колокольни. В 1962 году реставрация была закончена и в монастыре стали проводить выставки из фондов ГИМ».

Председатель общества церковных звонарей Игорь Коновалов рассказал о двух чудом уцелевших древних колоколах Высоко-Петровского монастыря, отлитых в 1545 (в Великом Новгороде и пребывающем сегодня в музее в Коломенском) и в 1663 годах. По словам кандидата искусствоведения, заведующей отделом древнерусской живописи ГИМ Людмилы Тарасенко за последние 25 лет ГИМ передал монастырям и храмам России около 50 музейных экспонатов. «В частности, в Высоко-Петровский монастырь было передано 11 древних икон: образ Божией Матери Федоровской (XIX века), Одигитрия, Владимирская, а также Господь Вседержитель на престоле (XVII век), ветхозаветная Троица (конец XVI века) и др.
Однако демонстрируемая на конференции икона Божией Матери Тихвинская осталась в фондах музея. Ее главной чертой является прижатая к щеке левая рука Богородицы (что характерно для образа «Утоли моя печали»). Эта икона XV века прославилась после многих исцелений при эпидемии чумы в Москве в 1771 году.

Как рассказала ЦВ Людмила Тарасенко, все три демонстрируемые сегодня иконы Божией Матери – Толгскую, Тихвинскую и Казанскую можно будет увидеть на выставках, которые проходят по всей стране. «Ежегодно ГИМ проводит около ста иконографических выставок в разных городах России. На этих региоальных выставках местное духовенство служит молебны, а учителя проводят со школьниками уроки по ОПК. Такие выставки давно уже стали частью духовной жизни общественности в эти городах»,- подчеркнула искусствовед.

На конференции также выступили кандидат исторических наук, государственный эксперт Минкультуры РФ Мария Николаева («Утерянные иконостасы храмов Высоко-Петровского монастыря»), кандидат искусствоведения, научный сотрудник ВПМ Лариса Шорина («Об истории фонда из Высоко-Петровского монастыря») и др.

bez-imeni_1

Газета «Церковный вестник»

VK
OK
Telegram
WhatsApp
Email
В печать