Доклад игумен Петра (Еремеева) на VII Международном петровском конгрессе в г. Санкт-Петербурге

Наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев) принял участие в VII Международном петровском конгрессе в г. Санкт-Петербурге. Научный форум был посвящен теме изучения и сохранения российских и европейских памятников первому русскому императору Петру I. Игумен Петр выступил с докладом на тему “Роль Высоко-Петровского монастыря в развитии зодчества в России петровского периода.”

Роль Высоко-Петровского монастыря в развитии храмового зодчества в России петровского периода.

С личностью императора Петра I связан период грандиозных реформ, практически преобразивших Московское государство. Реформы касались и церковной жизни. Был кардинально изменен принцип управления Православной Российской церковью (так Церковь именовалась в документах Святейшего Правительствующего Синода). Принесли ли эти преобразования пользу Русской православной церкви – вопрос дискуссионный. И споры вряд ли когда- либо прекратятся ввиду чрезвычайной сложности и многоаспектности проблемы.

Однако совершенно очевидно, что вопросы личной религиозности Петра I и его ближайшего окружения имели принципиальное значение для развития государства, культуры, а также русского церковного и светского искусства. Потому что здесь формировались фундаментальные установки, на которых затем выстраивалась вся общественная и внутренняя жизнь страны. Говоря сегодня об исторической роли императора Петра I, мы будем все время держать в памяти свидетельство Нартова А.К., русского учёного, механика и инженера, члена Академии наук, который слышал от императора слова: «Кто не верует в Бога, тот либо сумасшедший, или от природы безумный. Зрячий Творца по творениям познать должен»1. Кроме того, мы должны помнить о христианской кончине императора.

Так сложилось, что обстоятельства жизни Петра I на протяжении многих лет юности были связаны с Высоко-Петровским монастырем. Дело в том, что московский двор Нарышкиных был расположен прямо у южной стены монастыря. И для Нарышкиных монастырский храм свт. Петра был родным храмом, где происходили главные события их духовной жизни. Нарышкины почитали своим небесным покровителем святителя Петра. Родившийся 9 июня 1672 года венценосный младенец, будущий наследник царя Алексея Михайловича, был крещен 29 июня в день первосвятителей апостолов Петра и Павла. Имя Петр было близким царской семье еще и потому, что и царица Наталья, и ее род, и сам Алексей Михайлович были глубокими почитателями первого Московского митрополита2. Есть документальные свидетельства, что в монастыре периодически бывал царь Алексей Михайлович3.

Начиная с 1682 года, мы видим еще более тесные отношения рода Нарышкиных, к которому принадлежал и Петр I, с монастырем. После гибели двух братьев царицы Натальи Кирилловны – Ивана и Афанасия – Высоко-Петровский монастырь был избран усыпальницей ближайших родственников царя. Как известно, близкие молодого Петра были жестоко убиты стрельцами в ходе стрелецкого бунта: Артамон Матвеев, воспитавший царицу Наталью Кирилловну, князь Василий Долгорукий и стольник Федор Петрович Салтыков, которого приняли за одного из Нарышкиных. Был убит и брат царицы Афанасий Кириллович, спрятавшийся в сенной церкви Воскресения под престолом и выданный окружающими.

А Иван Кириллович, второй брат царицы принял мученическую кончину. Он с близкими родственниками и друзьями укрылся во внутренних покоях дворца. Стрельцы пригрозили перебить всех бояр, если Нарышкин не будет им выдан. Иван Кириллович сделал свой выбор: исповедовался, приобщился Святых Таин и соборовался в церкви Спаса за Золотой решеткой, и вышел к стрельцам. Его пытали в Константиновском застенке как государственного изменника, затем на Красной площади рассекли на части4. Это оказало огромное эмоциональное воздействие на молодого Петра; он никогда не забывал кровавых последствий бунта.

Известно, что впоследствии Лев Кириллович, брат царицы, принимал активное участие в материальных делах монастыря, помогая в сложных обстоятельствах5.

Позднее в Высоко-Петровском монастыре были погребены и родители царицы Натальи Кирилловны. Отец, Кирилл Полиектович, пожалованный в период возвышения рода Нарышкиных в думные дворяне, затем в окольничие. Во время трагических событий 1682 года он был насильно пострижен в монахи под именем Киприана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где и умер. Мать царицы Анна Леонтьевна за несколько лет до смерти приняла постриг в монастыре (не установлено, в каком), где и «преставися в 1706 году, июня в 2 день»6.

Над могилами убиенных Нарышкиных в 1684-85 годах был сооружен храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери. По велению царя Петра I на месте деревянной Покровской церкви была построена каменная пятиглавая церковь. Под ее сводами со временем упокоились более 20 родственников Петра I. У юго-западного угла Боголюбского собора находится небольшая каменная часовня, поставленная над могилой Кирилла Полиектовича и его супруги.

На протяжении своего существования храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери подвергался переделкам. В серединеXVIII века было изменено устройство железной кровли, скрывшей первоначальные кокошники, и в 1807 году изменена трапезная часть, делались пристройки. (На протяжении столетий переделкам подвергались многие постройки монастыря7).

Вплоть до закрытия храма в 1929 году в нем сохранялся уникальный иконостас, выполненный в конце 1680-х годов мастерами Спиридоном Григорьевым, Феодором Евтихиевым, Тихоном Ивановым Филатьевым и Михаилом Милютиным, который был учеником Симона Ушакова. Когда церковь закрыли, иконы выломали из иконостаса и, по некоторым свидетельствам, сожгли в монастырском дворе. В 1930-е годы в храме находился Осовиахим, позднее мастерские ремонтно-механического завода Совхозреммаштреста.

В архитектурном декоре храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери сохранились образцы «русского узорочья» со сложным, изобильным орнаментом, украшавшим стены и наличники окон. Самобытная манера орнаменталистики органично перешла в стиль, формировавшийся в конце XVII века, и названный нарышкинским или московским барокко. Появление этого, революционного для своего времени стиля, свидетельствовало о глубинном повороте всего общественного сознания в Московском государстве, из которого рождалась империя. И ключевым фактором этих перемен была личность царя Петра.

В молодом Петре соединились любовь к красоте и гармонии традиционного православного богослужения с приобретенным в Немецкой слободе интересом к протестантскому мировоззрению. Это выводило его на знакомство с западноевропейским искусством; интерес этот всемерно поддерживался близкими ему людьми. Сложное мироощущение нарождающейся в концеXVII – начале XVIII веков российской элиты вызвало активное творческое развитие русского церковного искусства, в частности архитектуры. Появление уникального национального стиля напрямую связано с участием Петра I в развитии именно Высоко-Петровского монастыря, где опробывались многие новшества архитектурного строительства и декора. Он и его ближайшее окружение диктовали новое эстетическое понимание действительности.

В стиле нарышкинского барокко решены храм преподобного Сергия Радонежского (1690–1702), построенный по прямому указу Петра I, и Нарышкинские палаты, возведенные в 1690-е годы.

Храм преподобного Сергия в значительной степени повторяет очертания трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры, в стенах которой укрывался Петр 1 в 1689 году во время второго стрелецкого бунта, однако решен в принципиально другой эстетической концепции. Изначально храм был одноглавый, но уже в 1702-04 годах его четверик надстроили, украсив завершением в виде пяти глав. Храм отличает характерное для московского барокко обилие мелких декоративных узоров, сочетание резных белокаменных деталей с красной кирпичной стеной. Отсюда возникает ощущение кружевной воздушности, что отражает взгляд человека конца XVII- начала XVIII века на природу среднерусской полосы. (Мы отчетливо видим это отношение в стихах Тредиаковского и Ломоносова, вплоть до Державина).

В 1930-е годы храм лишился крестов, уже в 1940-е годы его состояние характеризовалось как «аварийное». В 1966 году М.Л. Богоявленский, один из крупнейших специалистов по истории Москвы так описывал состояние Сергиевской церкви»: «Храм обезглавлен, один из входов разрушен, местами разрушена и галерея. Вид очень запущенный. Начинают ремонтировать, ставят леса. Внутри спортивный зал. Висит вывеска»8.

Особое внимание привлекают к себе Нарышкинские палаты, возведенные попечением Петра I. На протяжении многих лет это было самое длинное здание в Москве. Здесь находились официальные помещения и административные службы, и отчасти братские кельи. После революции здесь было устроено общежитие с чрезвычайно плотным заселением, затем туберкулезный диспансер.

В архитектурном ансамбле Высоко-Петровского монастыря особое место занимает Собор святителя Петра – самое древнее строение монастыря. Он возведен в 1514-1517 годах Алевизом Фрязиным (Алоизо Ламберти да Монтаньяна). Над восьмилепестковым нижним ярусом возвышается восьмигранная башня, завершающаяся шлемовидной главой. Собор неоднократно изменяли в деталях: вносили элементы нарышкинского стиля (живописные наличники, нарядные порталы), затем эти детали убирали. Сам по себе факт существования в одном ансамбле различных стилевых направлений требует тщательного изучения этого явления и историками архитектуры, и культурологами. Потому что это – исторический феномен, в котором наглядно выявлено развитие эстетических концепций, а стало быть, мировоззренческое движение эпохи.

Весь архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря является живым свидетельством духовного состояния эпохи раннего Петра, с его стремлением к рациональному преобразованию реальности, которое уравновешивалось православной созерцательной любовью к Божиему творению. Это был короткий период равновесия, зафиксированный в гармоничной красоте Высоко-Петровского монастыря, который является ценнейшим артефактом и духовной и светской национальной культуры.

За ХХ век монастырь пришел в запустение. Его строения эксплуатировались различными гражданскими учреждениями. Вопрос о реставрации уникального памятника архитектуры петровского времени встал лишь после передачи монастыря Церкви. С 1990-го года Высоко-Петровский монастырь существовал в статусе Патриаршего подворья. В 2009 году решением Священного Синода и Патриарха здесь возрождается монастырь. Сегодня работы по проектированию реставрации проводятся на основе тщательного изучения всей исторической «биографии» каждого здания. Цель этой работы – реставрация первоначального облика здания. Конечно, это трудоемкая и объемная работа, но только этот путь позволит восстановить исторический облик прекрасного творения многих талантливых художников, подвигнутых к творчеству в данном случае созидательной энергией Императора Петра I, его матушки царицы Натальи и его близких родственников Нарышкиных.

Список процитированных источников:

  1. Бантыш-Каменский Д. “Словарь достопамятных людей русской земли”, СПб, 1836, ч. 4.
  2. Дворцовые рязряды. СПб., 1850-1855, Т. III
  3. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, М., 1908
  4. Крылов И.З. Достопамятные могилы в Московском Высокопетровском монастыре, М., 1841
  5. Нартов А.К. Достопамятные повествования и речи Петра Великого. // Записки Императорской Академии наук, 1891., Т. 67. – Прил. № 6.
  6. Покровский В. Родословие Петра Великого//Калужские Епархиальные Ведомости, 1872, № 23, Прибавление к Епархиальным Ведомостям
  7. Соловьев С.М., “История России с древнейших времен”, СПб., 1896, Т. III
  8. Челобитная к Боярину Льву Кирилловичу Нарышкину от Высокопетровского Архимандрита Иоасафа с братиею//ЧОИДР, 1874, кн.II
1 См. Нартов А.К. Достопамятные повествования и речи Петра Великого. // Записки Императорской Академии наук, 1891. Т. 67. – Прил. № 6. С. 74
2 Покровский В. Родословие Петра Великого//Калужские Епархиальные Ведомости. 1872, № 23. Прибавление к Епархиальным Ведомостям, С. 603-604
3 Дворцовые разряды. СПб., 1850-1855, Т. III, СС. 14, 152, 196, 201
4 Соловьев С.М. “История России с древнейших времен”, СПб, 1896, т. II, с. 72I; Бантыш-Каменский Д.Н., “Словарь достопамятных людей русской земли”, СПб, 1836, ч. 4, с. 140.
5 См. например: Челобитная к Боярину Льву Кирилловичу Нарышкину от Высокопетровского Архимандрита Иоасафа с братиею, (Тяжба Астраханского митрополита с Высокопетровским монастырем, 1697), ЧОИДР, 1874, кн.II, С. 8-9
6 См.: Крылов И.З. Достопамятные могилы в Московском Высокоперовском монастыре. М., 1841
7 Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908, С. 419
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Email
В печать