Наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев) принял участие в VII Международном петровском конгрессе в г. Санкт-Петербурге. Научный форум был посвящен теме изучения и сохранения российских и европейских памятников первому русскому императору Петру I. Игумен Петр выступил с докладом на тему “Роль Высоко-Петровского монастыря в развитии зодчества в России петровского периода.”
Роль Высоко-Петровского монастыря в развитии храмового зодчества в России петровского периода.
С личностью императора Петра I связан период грандиозных реформ, практически преобразивших Московское государство. Реформы касались и церковной жизни. Был кардинально изменен принцип управления Православной Российской церковью (так Церковь именовалась в документах Святейшего Правительствующе
Однако совершенно очевидно, что вопросы личной религиозности Петра I и его ближайшего окружения имели принципиальное значение для развития государства, культуры, а также русского церковного и светского искусства. Потому что здесь формировались фундаментальные установки, на которых затем выстраивалась вся общественная и внутренняя жизнь страны. Говоря сегодня об исторической роли императора Петра I, мы будем все время держать в памяти свидетельство Нартова А.К., русского учёного, механика и инженера, члена Академии наук, который слышал от императора слова: «Кто не верует в Бога, тот либо сумасшедший, или от природы безумный. Зрячий Творца по творениям познать должен»1. Кроме того, мы должны помнить о христианской кончине императора.
Так сложилось, что обстоятельства жизни Петра I на протяжении многих лет юности были связаны с Высоко-Петровски
Начиная с 1682 года, мы видим еще более тесные отношения рода Нарышкиных, к которому принадлежал и Петр I, с монастырем. После гибели двух братьев царицы Натальи Кирилловны – Ивана и Афанасия – Высоко-Петровски
А Иван Кириллович, второй брат царицы принял мученическую кончину. Он с близкими родственниками и друзьями укрылся во внутренних покоях дворца. Стрельцы пригрозили перебить всех бояр, если Нарышкин не будет им выдан. Иван Кириллович сделал свой выбор: исповедовался, приобщился Святых Таин и соборовался в церкви Спаса за Золотой решеткой, и вышел к стрельцам. Его пытали в Константиновском застенке как государственного изменника, затем на Красной площади рассекли на части4. Это оказало огромное эмоциональное воздействие на молодого Петра; он никогда не забывал кровавых последствий бунта.
Известно, что впоследствии Лев Кириллович, брат царицы, принимал активное участие в материальных делах монастыря, помогая в сложных обстоятельствах5.
Позднее в Высоко-Петровско
Над могилами убиенных Нарышкиных в 1684-85 годах был сооружен храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери. По велению царя Петра I на месте деревянной Покровской церкви была построена каменная пятиглавая церковь. Под ее сводами со временем упокоились более 20 родственников Петра I. У юго-западного угла Боголюбского собора находится небольшая каменная часовня, поставленная над могилой Кирилла Полиектовича и его супруги.
На протяжении своего существования храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери подвергался переделкам. В серединеXVIII века было изменено устройство железной кровли, скрывшей первоначальные кокошники, и в 1807 году изменена трапезная часть, делались пристройки. (На протяжении столетий переделкам подвергались многие постройки монастыря7).
Вплоть до закрытия храма в 1929 году в нем сохранялся уникальный иконостас, выполненный в конце 1680-х годов мастерами Спиридоном Григорьевым, Феодором Евтихиевым, Тихоном Ивановым Филатьевым и Михаилом Милютиным, который был учеником Симона Ушакова. Когда церковь закрыли, иконы выломали из иконостаса и, по некоторым свидетельствам, сожгли в монастырском дворе. В 1930-е годы в храме находился Осовиахим, позднее мастерские ремонтно-механич
В архитектурном декоре храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери сохранились образцы «русского узорочья» со сложным, изобильным орнаментом, украшавшим стены и наличники окон. Самобытная манера орнаменталистики органично перешла в стиль, формировавшийся в конце XVII века, и названный нарышкинским или московским барокко. Появление этого, революционного для своего времени стиля, свидетельствовал
В молодом Петре соединились любовь к красоте и гармонии традиционного православного богослужения с приобретенным в Немецкой слободе интересом к протестантскому мировоззрению. Это выводило его на знакомство с западноевропейск
В стиле нарышкинского барокко решены храм преподобного Сергия Радонежского (1690–1702), построенный по прямому указу Петра I, и Нарышкинские палаты, возведенные в 1690-е годы.
Храм преподобного Сергия в значительной степени повторяет очертания трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры, в стенах которой укрывался Петр 1 в 1689 году во время второго стрелецкого бунта, однако решен в принципиально другой эстетической концепции. Изначально храм был одноглавый, но уже в 1702-04 годах его четверик надстроили, украсив завершением в виде пяти глав. Храм отличает характерное для московского барокко обилие мелких декоративных узоров, сочетание резных белокаменных деталей с красной кирпичной стеной. Отсюда возникает ощущение кружевной воздушности, что отражает взгляд человека конца XVII- начала XVIII века на природу среднерусской полосы. (Мы отчетливо видим это отношение в стихах Тредиаковского и Ломоносова, вплоть до Державина).
В 1930-е годы храм лишился крестов, уже в 1940-е годы его состояние характеризовалос
Особое внимание привлекают к себе Нарышкинские палаты, возведенные попечением Петра I. На протяжении многих лет это было самое длинное здание в Москве. Здесь находились официальные помещения и административные службы, и отчасти братские кельи. После революции здесь было устроено общежитие с чрезвычайно плотным заселением, затем туберкулезный диспансер.
В архитектурном ансамбле Высоко-Петровско
Весь архитектурный ансамбль Высоко-Петровско
За ХХ век монастырь пришел в запустение. Его строения эксплуатировалис
Список процитированных источников:
- Бантыш-Каменский Д. “Словарь достопамятных людей русской земли”, СПб, 1836, ч. 4.
- Дворцовые рязряды. СПб., 1850-1855, Т. III
- Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, М., 1908
- Крылов И.З. Достопамятные могилы в Московском Высокопетровском монастыре, М., 1841
- Нартов А.К. Достопамятные повествования и речи Петра Великого. // Записки Императорской Академии наук, 1891., Т. 67. – Прил. № 6.
- Покровский В. Родословие Петра Великого//Калужские Епархиальные Ведомости, 1872, № 23, Прибавление к Епархиальным Ведомостям
- Соловьев С.М., “История России с древнейших времен”, СПб., 1896, Т. III
- Челобитная к Боярину Льву Кирилловичу Нарышкину от Высокопетровского Архимандрита Иоасафа с братиею//ЧОИДР, 1874, кн.II