Кончина князя Андрея Боголюбского, убитого родственниками его жены, почиталась как кончина страстотерпца еще до его прославления в лике святых. Неслучайно после стрелецкого бунта 1682 года, в ходе которого по наущению Милославских были убиты Иван и Афанасий Нарышкины, их сестра – мать юного царя Петра I Наталья Кирилловна – вместе со своим царственным сыном совершает паломничество в Боголюбово.
Прошло два года с момента трагических событий стрелецкого бунта, останки убиенных Ивана и Афанасия уже покоились при Покровской церкви Высоко-Петровского монастыря, нередко почтить их память приходили в обитель и царица Наталья с сыном. И вот – паломничество в Боголюбово, где юному царю был подарен список с чудотворного образа, по молитвам перед которым тоже начали происходить чудеса.
На этом списке Пресвятой Богородице предстоит в поклонении князь-страстотерпец Андрей Боголюбский. Позже, в 1702 году, святые мощи его будут обретены в Успенском соборе города Владимира и сам он будет прославлен в лике святых. Но образ его, запечатленный на Боголюбской иконе, в это время – уже в иконостасе новопостроенного на месте Покровской церкви Высоко-Петровской обители каменного собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери.
Строительство этого храма началось в 1684 году и продолжалось до 1687-го. Некоторые исследователи считали, что посвящение и освящение церкви как Боголюбской произошли после паломничества в Боголюбово Петра I в 1690 году, но документы 1684–1685 годов ясно показывают – храм изначально посвящен Боголюбской иконе. Так, для покрытия тесом в 1684 г. материал «велено дать от уговорщиков в Петровский монастырь на крышку церкви Пресвятые Богородицы Боголюбские…». Даже написание службы чудотворному образу связано со строительством и благоукрашением Боголюбского храма (старейший список богослужения датируется 1704 годом).
Иконостас для церкви был готов в 1687 году. Слева от Царских врат и был помещен чудотворный список Боголюбской иконы, сохранявшийся там и особо чтимый богомольцами вплоть до закрытия Боголюбского храма советскими властями в 1929 году.
Образ, одетый в серебряную ризу, можно увидеть на картине Михаила Нестерова «Архиепископ Антоний в 1917 году», написанной в Боголюбском соборе Высоко-Петровского монастыря. Описание иконы можно найти в документах начала ХХ в. Но о судьбе иконы после 1929 года ничего неизвестно.