Святитель Московский митрополит Петр. Характер русской святости

Статья игумена Петра (Пиголя) посвящена основателю и небесному покровителю Высоко-Петровской обители святителю Московскому Петру, митрополиту Киевскому и всея Руси. Публикуется к празднованию Собора Московских святых и ко дню памяти святого митрополита Петра

Святитель Петр — небесный покровитель Высоко-Петровского монастыря и нашего Черноморского подворья — почитается прежде всего как небесный покровитель и заступник Москвы. Ее по Промыслу Божию быстрое возвышение и превращение в единый духовный центр для всего русского народа началось в XIV веке через святого митрополита Петра, через святую личность этого избранника и угодника Божия. А на духовной основе стало возможным и объединение вокруг Москвы немирствующих между собою князей и княжеств и политическое усиление их в противовес Орде и прочим враждебным силам.

Икона святителя Петра. Всехсвятское подворье
Икона святителя Петра. Всехсвятское подворье

Святитель Петр — первый не только по особому почитанию, но и по времени канонизации московский святой. Житие святого существует в двух основных изводах — кратком и более объемном, который вошел в разных редакциях в различные агиографические сборники и получил широкое распространение. Этот извод жития, составленный в конце того же XIV века духовным преемником святителя Петра святителем митрополитом Киприаном, хорошо известен. Я обращусь к нему еще раз, чтобы подчеркнуть и отметить некоторые, на мой взгляд, существенные черты.

Святитель Петр родился на Волыни. Он происходил из западных княжеств Руси, находившейся в то время в зависимости от татаро-монгол и не имевшей собственной единой сильной государственности. Но при этом русские княжества церковно подчинялись власти митрополита Киевского и всея Руси, что было основой будущего всерусского единства. Также и само «по плоти» происхождение святителя Петра являлось своего рода залогом и знаком объединения в будущем.

От материнского чрева он был избранником Божиим, что засвидетельствовано дивным знамением и чудесным видением во сне его матери. Еще одно чудо произошло, когда в семилетнем возрасте отрок поступил в «книжное научение» и оно вначале не давалось ему. Но после явления «некоего мужа в святительских одеждах» отрок получил большие дарования в учебе и «сверстник своих превзыде» [1]. Это чудо удивительно напоминает явление отроку Варфоломею и может еще раз свидетельствовать о родстве по духу двух великих святых, духовных объединителей Руси — митрополита Петра и радонежского игумена преподобного Сергия.

Отрок Петр, получивший такие благодатные дары «туне», не растерял их, но, как говорит его житие, «измлада» старательно преумножал своими трудами. В 12 лет поступил в общежительную обитель и начал проходить монашеский аскетический подвиг. Избранник Божий являет действенный пример духовного подчинения, выполнения уставов и в целом следования Евангелию. Особенное внимание в житии привлекает описание монастырской жизни подвижника, стяжание им Божественной благодати через деятельную добродетель. Он неуклонно восходит по духовной лествице. Житие подробно говорит об отвержении им своеволия, совершенном послушании духовному отцу, о служении братии со смирением, о сокрушении сердечном, любви к богослужению, благоговении, поучении в Священном Писании.

По времени подвижник был посвящен в диаконский сан и в иеромонашество. Так постепенно совершенствовался он в своем служении и монашеских добродетелях, чтобы в дальнейшем «на учительском седалище посадитися» [2].

Интересно замечание о «молчании» и «молчаливости» святого. Как видно, будущий святитель был погружен в молитвенное внутреннее делание, непрестанную память Божию, что роднит его аскетический подвиг с подвигом святых исихастов. Укрепляться в молитвенном настрое души, прилепляться мысленно к Богу помогало ему и его иконописное занятие по послушанию. Иконы, написанные святителем Петром, впоследствии прославились чудотворениями. Таковы известные и почитаемые иконы Божией Матери Петровская и Новодворская. Петровская икона была подарена будущим святителем митрополиту Максиму, и святой митрополит (предместник святителя Петра на митрополичьей кафедре «всея Руси») молился пред ней о «сохранении и соблюдении Русской земли» [3].

Привлеченный любовью к «безмолвию души», святой Петр получает благословение пойти в пустынное место, на уединение. На реке Рате строит пустынную келлию, вскоре в поисках духовного старческого руководства к нему собирается братия, образуется обитель. Святой воздвигает храм «во имя Спаса нашего Иисуса Христа», как говорит житие. По сведениям, храм новой обители был освящен в честь Преображения Господня. Само это посвящение указывает на главную цель жизненного подвига ратского игумена и его братии — обожение, достижение спасения в благодатном преображении и освящении всего своего естества. В Житии говорится о высоких духовных качествах ратского игумена: всеобъемлющей любви к Богу и ближнему, кротости, милосердии, сострадании. Будущий архипастырь учил своих чад духовных и словом, и собственным добрым примером, был истинным отцом всем.

Подвиги и добродетели святого стали известны в княжестве Волынском, а также и святителю митрополиту Максиму. Совершая архипастырскую поездку, он посетил Ратскую обитель и ее игумена, от которого получил упоминаемую чудотворную икону.

Святитель Максим к тому времени из Киева переехал во Владимiр. Он стал первым русским митрополитом, имевшим свою резиденцию в этом городе. Там он и скончался в конце 1305 года. А святой избранник Божий Петр, подготовленный личным подвигом и достигший благодатного душевного устроения, теперь Промыслом Божиим выдвигается ему в преемники и поставляется на высокое церковное служение.

Воле Божией противоречит желание князя, находящегося в то время на великом княжении Владимiрском, и его кандидата на митрополию — игумена Геронтия, который едет в Константинополь «поставляться» на Русскую митрополию. Ратский игумен Петр также отправляется в Константинополь, но отнюдь не по своей воле, а подчиняясь волынскому князю. И хотя тот задумал недоброе — «двоить митрополию», церковно отделить свои земли от «всея Руси», — но Господь ради Своего угодника Петра и пользы земли Русской недоброе прелагает на добро. Святой Константинопольский Патриарх Афанасий прозорливо угадывает в ратском игумене избранника Божия и поставляет его на Русскую митрополию, древнюю Киевскую кафедру, а Геронтий чудесным образом задерживается в пути. Житие наставляет: увенчивается достойный, подготовивший себя богоугодными аскетическими подвигами.

Житие святителя Петра, «списано митрополитом Киприаном». Минея четия на декабрь. Начало XVI в.
Житие святителя Петра, «списано митрополитом Киприаном». Минея четия на декабрь. Начало XVI в.

Начался самый сложный и духовно ответственный период служения святителя Петра. Он встретил неприязнь к себе от некоторых людей («неких», как говорит житие), но с кротостью и без злопомнения продолжал свое архипастырство. И неприязнь «неких» утишилась. Святитель увещал и старался помирить князей, назидал народ, колеблемый в своей вере язычниками и татарами-мусульманами. По зависти врага рода человеческого против святого митрополита воздвиглась клевета тверским епископом. На соборе в Переяславле, который был «бурным» и проходил в присутствии многих князей, клириков и мiрян, противник святителя Петра был посрамлен, а святой Петр «смирение к смирению приложи», простил обидчику его «оболгание», «словесы утешительными поучив его» [4]. И опять достойный особого внимания факт: святитель простил личного обидчика, но в житии говорится, что он с твердостью проклял еретика, врага веры Христовой.

Святитель Петр продолжал обходить свою митрополию, проповедовал «без лености», «присный отец являшеся» всему «порученному ему Богом стаду» [5]. Благодатная Божия помощь неизменно ему сопутствовала, и он не ощущал «ни труда, ниже болезней телесных» [6]. Некоторые послания и поучения святителя Петра сохранились, они изложены очень доступно, предельно ясно и с большой любовью к пастве. Святой митрополит наставляет: «Имейте страх Божий в себе, поминайте суд, смерть и воскресение, праведником живот вечный, а грешником муку вечную. В церковь прибегните… яже о Бозе священников любите и мнихов любите и чтите, убогих милуйте, вдовиц и сирот, и плененных, и в темнице… Возмите ярем Христов, возмите крест Христов, последуйте Ему, да приобрящете сторицею в будущем веце, живот вечный» [7]. Святитель Петр призывает духовных чад к единству о Христе, поскольку все они «люди Христовы, язык свят, новое достояние» [8].

В Москве, которая была еще «мала и немногонародна» [9], святой митрополит был сердечно встречен князем. Князь Иван Данилович оказался родственным по духу святителю, нищелюбивым, милостивым и украшенным многими другими добродетелями. За благочестие московского князя, за его любовь к деланию заповедей Божиих и мудрое управление избранник Божий Петр избрал сей град среди других городов русских. Он остался у полюбившего его князя, сделал Москву центром духовной жизни Руси, местом постоянного пребывания своего и своих преемников — русских первоиерархов.

Московский князь «во всем послушал» святителя, как своего духовного наставника и старца, а святитель советовал ему построить каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы и пророчески сказал: «Град сей славен будет во всех градех русских, и святители поживут в нем, и взыдут “руки его на плеща враг его” [10], и прославится Бог в нем» [11].

Как известно, пророчество святого митрополита исполнилось и мощи святителя Петра легли в построенном храме Успения Пресвятой Богородицы московского кремля как «некое сокровище» [12] и прочный камень здания русской церковности и основанной на ней государственности и всей русской культуры. Великие знамения и чудеса исцелений у мощей святителя Петра и по молитве к нему даны нам в подтверждение его прижизненных пророчеств. Особое почитание святого чудотворца как небесного покровителя града Москвы и всей Русской земли началось вскоре после его преставления в 1326 году, а общецерковное прославление совершилось в 1339 году. И с тех пор «предстатель Русской земли», как сказано в житии святого, «управляет свыше» ею и своим градом [13].

Таким образом, митрополит Петр явил собой многие роды святости: он подвизался подвигом преподобных отцов — отшельников, молитвенников и старцев духовных, — и принял подвиг исповедников веры Христовой, и просиял как великий святитель, родоначальник древа Московских святителей.

Освящение иконы святителя Петра в трапезной Черноморского подворья. 2019 год
Освящение иконы святителя Петра в трапезной Черноморского подворья. 2019 год

Твердая православная вера, любовь к Богу, почитание Божией Матери и святых небесных покровителей, стремление к совершенству в аскетическом подвиге — вот основы и верные средства личного богоугождения и спасения, а значит, и основание и главное условие процветания общества, его единения духовного и силы политической. Именно об этом наставляет жизнь и житие святителя Петра. А также жития и примеры жизни сонмов святых, которых обильно произрастила Русская земля.

Примечания

  1. Цит. по: Житие митрополита Петра // Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. М., 1978. С. 206.
  2. Там же. С. 207.
  3. Там же.
  4. Там же. С. 211.
  5. Там же.
  6. Там же.
  7. Цит. по: Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. СПб., 1880. Т. 6. Стб. 162.
  8. Цит. по: Там же.
  9. Житие митрополита Петра. С. 211.
  10. Ср.: Быт. 49, 8.
  11. Житие митрополита Петра. С. 211—212.
  12. Там же. С. 215. 
  13. Там же.
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Email
В печать

Добавить комментарий

Войти с помощью: