13 февраля православная Церковь вспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее, через которую показывает, что от Бога нельзя «откупиться» постами и жертвами, и призывает нас отказаться от фарисейского самолюбования и самопревозношения. Неделя о мытаре и фарисее начинает подготовительное время к Великому посту, на богослужении поют молитвенный гимн «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

В этот день в Высоко-Петровском монастыре было совершено воскресное богослужение. Божественную литургию возглавил наместник обители игумен Евфимий (Моисеев) в сослужении братии и клириков монастыря в священном сане. 

«Сегодня мы слышали евангельскую притчу о мытаре и фарисее, которая знакома всем православным христианам, читающим священное писание. Для многих эта притча представляется уже хорошо усвоенной нашим религиозным сознанием. Однако, когда Господь произносил её для иудеев, она произвела целый переворот в религиозном сознании народа. Потому что именно в этой притче Господь впервые воздвигает принципы новозаветной духовности, которые кардинально отличаются от устоев и признаков духовной жизни, принятых в Ветхом завете. 

В основе Ветхого завета лежал закон Моисея, и исполнение этого закона считалось величайшей добродетелью. Из священного писания мы знаем, что появились целые направления, такие как фарисеи, садукеи, которые занимались толкованием закона и развивали до мелочей принципы внешней религиозности. Но вдруг Господь Иисус Христос показывает, что это может препятствовать подлинному духовному возрастанию человека. Конечно, Господь говорит и о том, что пришел не нарушить закон, но исполнить, однако при этом обращает наше внимание на то, что духовная жизнь человека отнюдь не исчерпывается исполнением внешних предписаний и соблюдением пусть даже самых благочестивых традиций. В основе духовного роста человека должно быть сознание своей греховности, своего глубочайшего недостоинства. Только если человек со смирением в сердце исповедует свою немощь, благодать Божия будет прибывать с ним. 

Отличительная особенность православия от иудаизма и ислама заключается в том, что вместо исполнения внешних предписаний в центре находится человек с сокровенным сердцем. То есть наша религия дает нам возможность встретиться в своем сердце с Господом не благодаря исполнению тех или иных предписаний, но благодаря покаянию и смиренному осознанию своего недостоинства. Будем особенно помнить это в преддверии Великого поста и своим мысленным взором обратимся к этой небольшой, но чрезвычайно глубокой притче», – наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Евфимий (Моисеев).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: