29 мая, в праздник Вознесения Господня, в Высоко-Петровской обители были совершены две Божественные литургии.

Накануне вечером было совершено всенощное бдение.
Сегодня мы вспоминаем события, произошедшие через сорок дней после того, как Иисус Христос был распят на кресте и воскрес. После Воскресения Спаситель не один раз являлся своим ученикам, укрепляя их веру и готовя к сошествию Святого Духа на них — к Пятидесятнице. В день Вознесения Господь собрал апостолов в Вифании, на горе Елеон. Христос благословил их и — как был, во плоти — вознесся на небо.

В Деяниях святых апостолов так описано это событие: Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11).

После этой удивительной — радостной — разлуки со Христом апостолы вернулись в столицу Израиля — Иерусалим. Именно там спустя несколько дней на них сошел Святой Дух.

Сегодняшний отрывок Евангелия от Луки повествует о том, как в этот день, когда апостолы были охвачены смятением, вдруг Сам Иисус стал посреди них и приветствовал их словами мира. Ученики, приняв Его за призрака, испугались, но Христос показал им Своё тело, раны от гвоздей, позволил прикоснуться к Себе, поел перед ними рыбу и мёд. Всё это — чтобы доказать: Он воскрес не как дух, но в преображённой, реальной плоти. И в этом же теле, что страдало и умерло, но теперь стало светоносным, Он вознёсся к Отцу, благословляя Своих учеников и обещая им силу свыше: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:36–53).

Этот отрывок ставит перед нами важный вопрос: действительно ли телесность мешает духовной жизни? Ответ — нет. Христос не отверг Своё тело, изъязвлённое нашими грехами, а наоборот, взял его с Собой на Небо, сделав частью Своей Божественной природы. Это значит, что чувства, эмоции, даже память о боли — всё это может быть не препятствием, а путеводной нитью в жизни с Богом. Вознесение — это не только торжество, завершившее земную историю Спасителя, но и напоминание: наше тело не враг духа, а соучастник пути спасения.

До конца IV века Вознесение Господне и Пятидесятница были, по сути, единым праздником. Пятидесятницу отмечали не один день в году — это был целый период церковного календаря. Тертуллиан называл его «laetissimum spatium» — радостнейший период.
Когда Пятидесятница стала самостоятельным праздником, отдельно стали отмечать и Вознесение. Первые упоминания об этом можно встретить у святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста.


Святитель Феофан Затворник говорит о значении Вознесения Господня для всего рода человеческого, для каждого из нас: «Что значит, наконец, Вознесение Господне для рода человеческого — для нас самих, братие? Для нас Вознесение Господа есть все. В нем — наша слава и величие, в нем несомненное упование спасения, из него — нам Божественные силы к животу и благочестию, оно — твердыня надежды нашей. Господь Иисус Христос есть наш Господь. Потому вся сила, весь плод Его Вознесения принадлежит собственно нам… Слава Вознесения Господня есть наша слава. Вознесшийся Господь принял Божескую честь и славу без сомнения по человечеству, ибо Его Божество всегда сияло неизменною Божественною славою. Но для кого Он и восприял сие человечество, как не для нас? — Для нас Он Родился, для нас страдал, для нас воскрес и вознесся. Мы в Нем родились к новой жизни, в Нем страдали, в Нем воскресли, вознеслись на небо и сели одесную Бога…Слава Вознесения Господня есть несомненное упование спасения нашего…Господь Вознесением Своим возвеличил человека, примирил его с Богом и усыновил Ему…»
