26.10.2025 Богослужения Недели 20-й по Пятидесятнице в Высоко-Петровской обители

26 октября, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, в Высоко-Петровском монастыре была совершена Божественная литургия. Возглавил богослужение наместник обители епископ Бронницкий Иоанн. Его Преосвященству сослужили братия в священном сане и клирики  монастыря. 


Накануне вечером было совершено всенощное бдение.

Церковь чтила память Святых отцов VII Вселенского собора, который прошел в Никее в 787 году и был созван против ереси иконоборчества. 

Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении иконам. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых в VIII столетии император Лев Исавриец предпринял жестокие гонения. Гонения продолжались при его сыне, Константине V Копрониме, и внуке. Против этой иконоборческой ереси царицею Ириною и был созван VII Вселенский Собор в г. Никее.

Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. 

Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога.


За богослужением мы слышали отрывок из Евангелия от Луки (Лк.8:5-15), в котором Иисус рассказал притчу о сеятеле: семя падало на дорогу, на камень, в терние и на добрую землю. Семя, упавшее на добрую землю, принесло сторичный плод. На просьбу учеников объяснить притчу, Христос истолковал, что семя — это слово Божие. Разные типы почвы — это слушатели: при дороге — те, у кого дьявол похищает слово; на камне — те, кто способен быстро уверовать, но отпадает в искушении; в тернии — те, кого заглушают житейские заботы и богатство. Добрая земля — это те, кто хранит слово в чистом сердце и приносит плод в терпении

В следующем отрывке Евангелия от Иоанна (Ин. 17:1–13) повествуется о том, как в своей первосвященнической молитве Господь Иисус Христос обращается к Отцу: пришёл час, когда через крестное страдание и воскресение Сын прославит Отца. Христос говорит о том, что получил от Отца власть даровать жизнь вечную всем, кто дан Ему. А суть этой жизни в познании, чтобы знали единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Это познание — не просто знание фактов, а живая связь с Богом, доверие, любовь. Христос открывает ученикам Отца, передает им Его Слово, и теперь молится за них, чтобы Отец сохранил их в единстве, в вере и в радости, которую Он Сам имеет от общения с Небесным Отцом.

Это отрывок открывает нам, что жизнь вечная — это не награда в будущем, а живое, деятельное знание Бога уже здесь, на земле. Но знание это не книжное, не сухое. Оно рождается в любви, в молитве, в исполнении заповедей.


За богослужением был также прочитан отрывок из Евангелия от Луки, который читают в дни памяти Божией Матери.

В проповеди по запричастном стихе благочинный обители  иеромонах Матфей (Мунтяну) напомнил о том, что Церковь сегодня чтит память Иверской иконы Божией Матери. Отец Матфей обратил внимание на то, что в православном мире ответом на любовь верующих к Пречистой Деве является множество чудотворных икон Пресвятой Богородицы.

Проповедник рассказал о чудесном обретении Иверской иконы Божией Матери в IX веке, во времена иконоборчества, когда солдаты ворвались в дом благочестивой вдовы, нашли образ Божией Матери, которому она молилась, и решили его уничтожить. Один из воинов пронзил икону копьем, ударив в правую щеку Богородицы, и из раны тотчас же истекла кровь. Несмотря на явное чудо, происшедшее у них на глазах, солдаты, ослепленные ересью и ненавистью, не вразумились. Они лишь испугались и, не решившись уничтожить образ сами, приказали хозяйке дома сделать это. Вдове пришлось пустить образ по морю, чтобы спасти его от уничтожения. Спустя века икона чудесным образом приплыла к Афону, где ее обрел грузинский монах Гавриил. Названная Иверской (Грузинской), икона сама избрала свое место у врат монастыря, став его Хранительницей.

Слава об иконе достигла и Руси. В XVII веке по просьбе архимандрита Никона (будущего Патриарха) для Москвы афонскими монахами был написан точный список Иверской иконы. Путь афонских монахов в Россию был сопряжен с трудностями, но сама Богородица в видении повелела богатому греку помочь им. Икона была торжественно встречена в Москве и помещена в специально построенную часовню у Воскресенских ворот Китай-города, где ее почитали как защитницу города.

Отец Матфей отметил, что каждому из нас необходимо трудиться для спасения своей души и молиться Пресвятой Богородице, чтобы Она как любящая Мать осветила наш жизненный путь и в час исхода провела нас через врата в Царство Небесное.

По окончании Божественной литургии было совершено славление иконе Божией Матери Иверская.

В завершение наместник монастыря епископ Бронницкий Иоанн поздравил собравшихся за богослужением прихожан и гостей обители с воскресным днем и обратился к присутствовавшим с архипастырским словом. 

В своей проповеди владыка Иоанн сделал акцент на евангельской притче о сеятеле (Лк.8:5-15), которую толковал сам Христос. Основное внимание владыка уделил заключительным словам Спасителя: «упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении». 

Епископ Иоанн привел в пример слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Для преодоления иной скорби нужно мужество; для изшествия из другой — мудрость; для избавления от третьей — смирение. Но во всех скорбях, при всех прочих добродетелях, непременно нужно терпение» (Письма к мирянам. Письмо 179). Владыка Иоанн подчеркнул, что терпение является той важной для духовного возрастания добродетелью, без которой невозможно преодолеть искушения, скорби и обиды. Он отметил, что человеку, далекому от веры, эта добродетель часто непонятна и кажется противоречащей человеческой природе, поскольку современная психология учит нас «выплескивать» негативные эмоции, а не сдерживать их. Однако, по словам владыки, такая несдержанность приводит к опустошению души и утрате благодати. В противоположность этому сознательное терпение, укрепляемое молитвой и усилием воли, позволяет семени Слова Божьего укорениться в нашей душе и далее возрасти. 

«Если мы стараемся, если мы усилием воли и с помощью Божией, с чистой молитвой к Нему обращаемся и претерпеваем обиды и скорби, и лишения, и болезни, тогда действительно то семя – Слово Божие, которое мы слушаем, которое мы читаем, попадает на благодатную почву»,- завершил свою проповедь епископ Иоанн, призвав верующих  быть разборчивыми, отсеивать лишний поток информации и искать то благодатное зерно, которое способно привести ко спасению.

VK
OK
Telegram
WhatsApp
Email
В печать

Добавить комментарий

Войти с помощью: