18.04.2025 В Высоко-Петровской обители прошли богослужения Великой Пятницы

В Высоко-Петровской обители были совершены богослужения Великой Пятницы. Возглавил богослужения временно исполняющий обязанности наместника священноинок Парфений (Леонов) в сослужении братии и клириков монастыря в священном сане.

Великая пятница Страстной недели – особенной день в году, когда не совершается Литургия. Это связано с тем, что Литургия — наиболее торжественное богослужение, и в день смерти Спасителя она не проводится в знак глубокого траура. В течение дня Великой Пятницы были совершены три богослужения: утром – царские часы, днем – вечерня с выносом Плащаницы, а вечером была совершена утреня Великой субботы с чином погребения Плащаницы.

Вынос Плащаницы и Чин погребения — это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую Пятницу Страстной седмицы.

Служба царских часов охватывает первый, третий, шестой и девятый часы. Часы Страстной Пятницы особые. Первая важная особенность состоит в том, что они составляют самостоятельное богослужение. Во-вторых, на них прочитываются отрывки из Священного Писания Ветхого и Нового Завета, посвященные событиям, которые Церковь вспоминает в этот день, — страданиям Иисуса Христа, Его распятию на Кресте и погребению. В церковном богослужебном Уставе эти часы называются великими. Царскими их называют только в России, поскольку раньше на них присутствовали российские монархи.

Днем Великой Пятницы была совершена вечерня с выносом Плащаницы. Во время вечерни был совершен вход с Евангелием, прочтены паремии — пророческие отрывки из Ветхого Завета, а также Апостол и Евангелие. В завершение вечерни под пение хора священнослужители вынесли Плащаницу из алтаря на середину храма – во «гроб» — возвышение, украшенное цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы было положено Евангелие. За богослужением звучал Апостол о Кресте (1Кор.1:18-22): слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых ‑ сила Божия.

Евангельское чтение было вновь обращено Страстям Христовым, начиная с суда у Пилата, и смерти Его на кресте и погребению. В стихирах службы говорится о том, что Господь умер, но смерть и ад Им не обладают, смерть не может удержать Его в своих руках, Он больше, Он сильнее смерти, сразу же разрушается ад, падают все оковы (вереи), гробы отверзаются, мертвые воскресают, т.е. совершается победа над смертью. Хор исполнил тропари, посвященные праведному Иосифу, который обвил плащаницей тело Иисуса Христа и организовал Его погребение, и женам-мироносицам, также участвовавшим в погребении, а потом пришедшим ко гробу Спасителя, чтобы умастить Его тело ароматами и благовониями. В тропаре мироносицам описывается явление им Ангела, Который возвестил о Воскресении Господа.

Традиция выноса Плащаницы предположительно сформировалась в Средние века на христианском Востоке и уже оттуда проникла на Русь. В России об этом обычае впервые упоминается в богослужебных книгах XVII века. Вечером Великой Пятницы была совершена утреня с чином погребения Плащаницы. Служба посвящена воспоминанию о смерти и погребении Спасителя.

Были исполнены погребальные тропари, содержание богослужебных текстов было проникнуто скорбью о произошедшем на Голгофе, плачем об умершем Спасителе.

В конце утрени после великого славословия был совершен крестный ход с Плащаницей вокруг Сергиевского храма, который сопровождался погребальным звоном колоколов. Крестный ход символизирует погребение Господа Иисуса Христа. По окончании Чина погребения Плащаницу поднесли к Царским вратам, а затем вынесли вновь в центр храма для поклонения братии и прихожан. Там она будет находиться до позднего вечера Великой Субботы.

VK
OK
Telegram
WhatsApp
Email
В печать

Добавить комментарий

Войти с помощью: