«За нравственный подвиг учителя». Опыт пятилетней работы.

0

По благословению Председателя Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, насельник Высоко-Петровской обители иеромонах Лаврентий (Полешкевич) несет послушание в жюри Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

1_2324_15082012160205_2

В этом году исполнилось уже пять лет, как иеромонах Лаврентий работает в жюри конкурса. Мы попросили насельника нашей обители поделиться с читателями сайта Высоко-Петровского монастыря своим опытом работы эксперта за этот продолжительный период.

  1. Здравствуйте отец Лаврентий, Вы уже пять лет трудитесь в жюри конкурса «За нравственный подвиг учителя», первое что хотелось бы у Вас спросить, что это за конкурс и в чем заключается Ваша работа?

Всероссийский конкурс в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» проводится Министерством образования и науки Российской Федерации и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации при поддержке аппарата Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе. В нем участвуют представители всех типов существующих в России учебных заведений: педагоги общеобразовательных, православных школ, гимназий и лицеев, школ с этнокультурным компонентом, музыкальных школ и домов детского творчества, а также преподаватели институтов повышения квалификации учителей и педагоги высшей школы.

В работах, предоставляемых на конкурс, содержится богатый опыт педагогической практики в области духовно-просветительского и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, приобщения подрастающего поколения к наследию мировой художественной культуры, отечественной истории.

Цель моего участия в экспертном совете или жюри конкурса – оценка работ с точки зрения богословия и их соответствия вероучению и духовной традиции Русской Православной Церкви. Однако часто приходится оценивать педагогические программы и по другим критериям, выявляя их целесообразность, пользу, универсальность и т.д.

1_2324_15082012160205_5

  1. Вы трудитесь в жюри уже 5 лет, скажите за это время были какие-то интересные запомнившиеся участники или случаи, о которых Вы бы хотели рассказать?

За пять лет работы в жюри конкурса мне пришлось ознакомиться со спектром различных педагогических программ. Некоторые из них действительно запомнились своей неординарностью. Члены жюри порой предлагают специально собирать и публиковать такие случаи. Часто происходит так, что мне приходится подмечать те моменты, которые уходят из вида у других специалистов – профессиональных педагогов. К примеру, одна из первых работ, которые мне пришлось оценивать, работа, посвященная воспитанию подрастающего поколения на традициях казачества, поданная на рассмотрение жюри конкурса в 2010 году. Автор работы приводит несколько поверий казаков, которые хотя и имеют некоторое отношение к Православию, однако в корне противоречат духовной традиции Церкви и относятся к около церковным суевериям, на что не обратили внимание коллеги. Одно из поверий гласит – если казак захотел жениться, но его срочно призвали на фронт и свадьбу не успели подготовить, то можно казака женить в его отсутствии. Во время свадьбы, которая при этом должна проходить с благословения Церкви, должна присутствовать только шапка казака и невеста. После того, как свадьбу отпраздновали, эту шапку передают тому самому казаку и как только он ее оденет, он считается женатым человеком. При всей увлекательности данной работы, конкурсная комиссия не присудила ей никакого призового места. Однако, я запомнил об авторах данной работы, и для них участие в духовно-нравственном воспитании казачества продолжилось в неожиданном для них формате. Спустя несколько лет начал свою работу Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством и возникла необходимость впервые подготовить и провести работу секции в рамках Международных Рождественских образовательных Чтений, связанной с работой комитета. Председатель комитета – епископ Павлово-Посадский Кирилл, ныне митрополит Ставропольский и Невинномысский, попросил меня, как члена коллегии Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, найти тех педагогов, которые в разных регионах России занимаются темой духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на традициях казачества. Тут то и вспомнилась мне «казачья шапка» и я подал Владыке список педагогов, в том числе и авторов данной работы с их контактами. Привлеченные педагоги сыграли важную роль в организации секции и стали привлекаться Синодальным комитетом для разного рода проектов.

1_4444_04122013142608_1

Особенно тепло вспоминаю о работе из мест лишения свободы, когда педагог-воспитатель, работая с малолетними преступниками, своим самоотверженным подвигом способствовал успешному их перевоспитанию и приобщению к духовным традициям Православной Церкви. Автор данной работы стал одним из победителей Конкурса, что существенно повлияло на его судьбу. Руководство ему доверило больший спектр работы не только с подрастающим поколением, но и с взрослыми людьми.

О некоторых работах приходится вспоминать с некоторым недоумением. Когда в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» подаются работы педагогов, содержащие не только их мысли, но и произведения учащихся, где не гнушаются кощунством, издевками над образовательным процессом, высмеиванием жизни в России и т.п.

В целом, экспертиза каждой работы в своем роде уникальный опыт, так за каждой педагогической программой лежат судьбы конкретных людей, их переживания, достижения и недостатки.

  1. Я знаю что в свое время, еще в самом начале своего монашеского пути, Вы несли послушание в Отделе религиозного образования и катехизации РПЦ, кем Вы там работали?

В Синодальном Отделе религиозного образования и катехизации вначале я работал консультантом сектора православного образования, затем был назначен заведующим Сектором. Мы с коллегами работали по направлению православных общеобразовательных учреждений, таких как школы, гимназии, лицеи, а также воскресные школы и дошкольные православные учреждения. Владыка Меркурий благословил мне совмещать работу и по ряду направлений, связанных с Экспертным советом, Коллегией Синодального отдела образования, Коллегией Синодального информационного отдела, Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. На этот же период пришлась работа над совместным проектом с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению, получилось потрудится сопредседателем жюри конкурса «Пасха Православная», и в качестве эксперта Интернет портала Регионы ру.

MG_1175

  1. Наверное, именно Ваша связь с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви сделала возможным Ваше участие в этом конкурсе?

Да, именно так, меня привлекли к работе конкурса. И сейчас, когда я не занимаю никакой должности в Отделе, продолжаю участвовать в его работе, например, несу послушание в качестве привлекаемого специалиста Экспертного совета. Кроме того, конечно же, участие в Конкурсе «За нравственный подвиг учителя».

IMG_3330_1

  1. Можете подробней рассказать, как проходят рабочие дни, связанные с конкурсом?

Что касается формата работы конкурсной комиссии, то механизм довольно простой. Поступающие в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви работы регистрируются, систематизируются, и эксперты начинают изучать каждую работу. Наиболее сильные работы отбираются и по ним составляется несколько экспертных заключений. По количеству баллов работы выходят на призовые места. По каждой работе решение принимается коллегиально. На заключительном заседании жюри конкурса подводятся статистические итоги, указываются тенденции работ по тем или иным направлениям, обсуждаются номинанты и принимается решение о победителях Конкурса.

1_1104_21112011103239_7

  1. Отец Лаврентий, в Высоко-Петровском монастыре Вы также занимается образовательной деятельностью, трудитесь в Петровской богословской школе при обители. Скажите, глядя на свою работу, откровенно говоря, сами себя бы приставили к награде «За нравственный подвиг учителя»?

Во-первых, по формальным признакам, так как по Положению конкурса я не подхожу. Не только из-за того, что работаю с контингентом старше 20 лет. Я не являюсь профессиональным педагогом, у меня нет педагогического образования. Во-вторых, по милости Божией я сподобился самой высокой награды в этом мире – я православный христианин, более высокой награды в этом мире нет, а остальное временное и преходящее и «приставлять» себя к земным наградам или их добиваться не вижу смысла. В-третьих, что касается той награды, к которой я стремлюсь в этой жизни, то я солидарен в этом с апостолом Павлом: «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы — слава наша и радость». (Первое послание к Фессалоникийцам 2:19,20) Настоящую радость и награду для меня составляют те люди, которым мне удалось помочь принять православие, утвердиться в нем, помочь избежать дурных поступков, выйти из тяжелой жизненной ситуации уповая на Бога, дать во время духовный совет, предотвратить аборты и разводы, подвигнуть к рождению детей, усыновить брошенных детей и т.д.

IMG_3338

Благодарим Вас, отец Лаврентий, за интервью и желаем Вам помощи Божией в Вашем служении.

Фотографии предоставлены Информационно-аналитической службой СОРОиК РПЦ.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ