Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери

0

Об иконе «Влахернская»

По преданию,  первую икону Пресвятой Богородицы написал святой апостол и евангелист Лука. Сама Божия Матерь благословила Свой образ: «благодать моя с иконою сею да будет». С первых веков христианства это изображение почиталось как великая святыня. Сначала икона пребывала в Антиохии, затем – в Иерусалиме, а в V веке императрица Феодосия, известная своей набожностью, перевезла ее в Константинополь и подарила святой Пульхерии – сестре императора. Образ Пресвятой Богородицы был поставлен Пульхерией в храме в местечке Влахерны – пригороде Константинополя. Так икона и стала именоваться «Влахернской».

Почему – «Воевода»?

Почитание Пресвятой Богородицы как заступницы от «врагов видимых и невидимых», как Помощницы в битвах, началось очень давно. В самом первом, древнем акафисте Божией Матери, составленном еще в VII веке, Богородицу называют «Взбранною Воеводою», что можно перевести с церковнославянского как «Высшая Военачальница», или, как перевел это выражение на русский язык митрополит Филарет Московский, – «бранно подвизающаяся», – то есть помогающая в битвах. Откуда пошла такая метафора да и метафора ли это вообще?

О том, как вскипело море

Христиане стали именовать так Матерь Божию после Её чудесного заступничества, о котором мы знаем из византийской истории. Летом 626 года Константинополь осадили персы, с которыми воевал император Ираклий I. Многотысячное воинство, по словам летописца, окружило столицу империи, а с запада к городу подступили войска скифского хана – союзника персов. Патриарх Сергий с верующими устраивал крестные хождения с молебным пением Пресвятой Богородице перед Ее иконой. Штурм города начался 7 августа, и особенно ожесточенными бои были со стороны Влахерн.

Осада Константинополя

Тогда Патриарх Сергий с крестным ходом вынес на берег моря икону Божией Матери и Ее ризу. Как только он погрузил в море священную ризу, поднялась страшная буря, которая разметала неприятельские корабли: «Град великий с небесе упал, и вскипело море», – так описывает события летописец. В то же время потерпели поражение осаждающие город на суше. Пресвятая Богородица явила Себя в полном смысле победоносной Воеводой, и Церковь посвятила Ей победительные песни, которые мы слышим в первых словах акафиста: «Взбранной Воеводе победительная… восписуем Ти раби Твои, Богородице…».

Как образ Влахернской Божьей Матери оказался на Руси

Вплоть до падения византийской империи образ Пресвятой Богородицы находился во Влахернах. Русские паломники, имена которых дошли до наших дней – Стефан Новгородец, дьяк Александр, дьякон Игнатий и Зосима – видели эту икону во время их посещения Царьграда.

Константинополь пал, а образ Богородицы был перенесен христианами на святую гору Афон, где он и находился до тех пор, пока некий Гавриил – протосингел иерусалимского патриарха, попросту говоря – личный секретарь патриарха – не прислал эту икону в дар русскому царю. Случилось это в октябре 1653 года. Существует даже такой исторический документ – грамота, в которой сказано: «поднесенная государю через грека Дмитрия Костинари чудотворная икона Богоматери Влахернской есть та самая, которая была некогда покровительницею Константинополя».

Высоко-Петровский список: происхождение и дальнейшая судьба

В самом начале XVIII века в России появляется ряд резных повторений рельефного образа Богоматери Одигитрии Успенского собора Московского Кремля – той самой иконы, которую привез царю Алексею Михайловичу «торговый грек» Дмитрий Костинари.

Время создания копий Влахернского образа Божией Матери датируется 1701, 1705 и 1706 годами – это время активной военной кампании Петра I, замыслов о военном флоте России. Для ученых это послужило объяснением, почему именно в то время вспоминают, что Пресвятая Владычица – покровительница воинов на поле брани и создают копии чтимой иконы Влахернской Божией Матери.

По свидетельству российского исследователя Г.В. Сидоренко, Влахернский Высоко-Петровский образ, созданный в 1701 году – самый ранний. О том, как он оказался в обители, мы можем только догадываться. Известно лишь, что икона появилась в обители вскоре после постройки по царскому указу трапезного храма во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1847 году в Москве было опубликована работа П. Казанского, посвящённая роду Головиных и селу Новоспасскому с Влахернским монастырем. Автор впервые выдвигает версию о том, что данная икона попала в Высоко-Петровский монастырь из дома Феодора Петровича и Натальи Ивановны Дубровских.

Около 1847 года резная икона Влахернской Богоматери ещё стояла слева от Царских врат в монастырской церкви Петра Митрополита, а уже в конце XIX века икона находилась в храме преподобного Сергия Радонежского.

Особенного внимания заслуживает то, как сделана Влахернская икона. Изготовлена она в уникальной технике воскомастики: это рельеф по дереву с устроенными в нем мощевиками и покрытый особым составом из воска – «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава». Высоко-Петровский список иконы полностью повторяет размеры и иконографию оригинала. Нимб вокруг лика Пресвятой Богородицы, также устроенный наподобие ковчега, как и фон, предназначался для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском. Сами рельефные изображения на списке выполнены в дереве, покрыты левкасом и расписаны темперой.

Исполнение иконы в такой сложной технике не способствовало появлению большого количества списков, поэтому мы знаем только три копии – помимо Высоко-Петровской, одна из копий хранится в настоящее время в Третьяковской галерее, а другая, самая известная, – в родовом усадебном храме Головиных в селе Деденево (оно же Новоспасское) близ подмосковного города Дмитрова.

После революции и сейчас

В революционные годы церковное имущество активно изымалось. Тогда же и был изъят Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери, а вместе с ней – и богатые украшения, о которых мы теперь узнаем из описания “Древних и других замечательных предметов из Высоко-Петровского монастыря”, составленное историком Петровского монастыря архимандрит Григорием (Воиновым): «Венцы на ней золотые, в два ряда убраны мелкими яхонтами и изумрудами, а риза серебряная с жемчужным ожерельем».

В советское время Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери находился в запасниках Государственного Исторического музея, а в 1990 году икона в числе первых «предметов религиозного содержания» был передана Церкви. Тогда Высоко-Петровский монастырь еще был закрыт, поэтому икону передали в один из действующих на тот момент московских храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, где она и пребывала до сих пор. Летом 2016 года стало известно, что святыня вернется на место своего исторического пребывания, а в марте 2017 года, в начале Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал образ Высоко-Петровской обители.

Информационная служба Высоко-Петровского монастыря

По материалам сайта pravoslavie.ru

 

 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: