Возвращение святынь

00000717Толгскую икону Божией Матери из Высоко-Петровского монастыря откроют для поклонения весной — об этом сообщил наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев).

Это заявление наместник обители сделал в ходе совместной конференции с Государственным историческим музеем (ГИМ). Здесь журналистам впервые за 100 лет показали чудотворные списки Толгской, Тихвинской и Казанской икон Божией Матери — долгие годы святыни хранились в запасниках музея. О том, когда у верующих появится шанс увидеть эти иконы и почему они были спрятаны от человеческих глаз, игумен Петр (Еремеев) рассказал в интервью «Русской планете».

— Игумен Петр, на конференции случилось поистине выдающееся событие — впервые за сто лет иконы были представлены общественности, но здесь круг лиц ограничен, присутствуют работники музея, монастырские служащие и журналисты. Планируется ли показать эти иконы верующим?

— Еще когда мы планировали мероприятие, по обоюдному согласию руководства музея и монастыря было понятно, что всех желающих формат конференции вместить не сможет. И было решено: когда выправится погода, не будет резких перепадов температуры и влажности, то есть ближе к весне, Толгскую икону выставить для всеобщего обозрения в монастыре на один день, чтобы москвичи и все желающие смогли ей поклониться. Иконы, как и все памятники культуры, «болеют»: так и эта икона не так давно была отреставрирована и по этой причине не участвовала в музейных экспозициях.

— Верующие увидят лишь одну икону. А как насчет остальных? Возможна ли их передача Православной церкви?

— Скажу как есть — вопрос об этом пока не стоит. Главное — в ближайшие пять лет, несмотря на трудную экономическую ситуацию в стране, восстановить монастырь, где некогда хранились чудотворные списки. К слову, большинство образов, хранящихся в ГИМ, сейчас также находится на реставрации. Как будут развиваться события — покажет время. Но, к слову, музей уже передал нам 11 икон, когда-то принадлежавших монастырю, например образ Влахернской иконы Божией Матери. Однако пока наша обитель не готова ее выставить — до завершения хотя бы части реставрационных работ в монастыре.bez-imeni_1

— Со стороны музейных работников нередко слышны опасения, что церкви и монастыри не в состоянии обеспечить должную сохранность памятников. Справедливы ли они?

— Скажу о нашем монастыре. Честно, на постоянное хранение принять эти уникальные иконы наш монастырь пока не в состоянии. Перед нами сейчас стоит другая задача: монастырь разрушается и находится в состоянии, близком к руинированному. Все, кто приходят сюда, могут в этом наглядно убедиться: стены рушатся, кирпич осыпается. Работы по восстановлению монастыря, начатые еще в советские годы, были остановлены. Сейчас все здания, по сути, утоплены в советском — в кавычках — культурном слое на полтора-два метра, там проложены коммуникации, включая каналы спецсвязи, работы осложнены еще и по этой причине. Но, к счастью, проект реставрационных работ уже разработан, и в ближайшее время при содействии Минкульта и мэрии мы сможем к ним приступить.

— Будут ли учтены при реставрации комплекса монастыря рекомендации музейных экспертов по сохранности икон?

— Это все заложено в плане реставрационных работ. Поэтому все храмы будут пригодны и для богослужений, и для нахождения там большого количества людей, и, разумеется, нужно обеспечить сохранность памятников. Например, Влахернская икона, переданная Церкви, также принадлежавшая монастырю и написанная по указанию Петра I для своих войск, пока не выставлена для всеобщего обозрения, сейчас решается вопрос, как мы ее будем содержать. В этом году, как планируется, она сможет наконец-то вернуться в стены родной обители.

Проблема еще и в том, что у каждой иконы было в монастыре свое место. Например, Толгская икона находилась в Толгской церкви, построенной родственницей Петра I. Сейчас привезти икону именно в этот храм мы не можем, он не отреставрирован. Поэтому мы планируем выставить ее в Сергиевской церкви — она была более или менее отреставрирована и отвечает всем требованиям.170216_ikonu_600

— Сейчас много говорят о том, что место особо ценных икон в храме. Потому что в музее, где многие святыни сейчас находятся, нельзя молиться.

— Главная опасность для сохранности иконы — состояние лакокрасочного слоя. Конечно, иконы со временем страдают — это в церквях давно подметили. Поэтому особо чтимые иконы в храмах помещают в киот, специальную раму из твердых пород дерева, под толстым стеклом. Если видите икону в киоте — значит, духовенство и приход проявляют заботу о том, чтобы она сохранялась как можно больше. Иконы в храмах постоянно осматриваются, и по их состоянию принимают решение о реставрации или обновлении. В каждой епархии даже учреждена особая должность — «древлехранитель». Само по себе наличие музеев при церквях не новое явление. Сегодня при храмах и монастырях есть музеи. Их прообразом были ризницы: там хранились образы и предметы обихода, использующиеся при богослужении. Туда убирали на хранение дубли икон, уже имеющихся в храмах. По сути, ризница и есть место хранения икон, которые по каким-то причинам не могут быть в пространстве храма.

Если говорить о нашем времени — есть прекрасный пример, Третьяковская галерея. Там находятся ценнейшие иконы — Владимирский образ Божией Матери и знаменитая «Троица» Рублева. Реликвии хранятся в храме при музее — так что, с одной стороны, они находятся в особых, музейных условиях, но при этом доступны для богослужений и молитв.

— Я заметила, что вы, входя в зал конференции, остановились у трех образов и помолились перед ними — по сути, эти иконы услышали молитву впервые за сто лет.

— Да, все так. Я помолился, в том числе и о тех музейных работниках, которые порой ценой своей жизни спасали иконы от огня и топора в 20-е годы XX века. И это не просто красивый оборот речи. Большинство реликвий монастыря были сожжены на костре прямо во дворе обители. Были также утеряны ценнейшие оклады и другие реликвии.0hv_7828

Согласно документам, некоторая часть большеразмерных икон была отдана на переделку — из них планировали сделать стеллажи для хранения прочей утвари. Возможно, это была своеобразная уловка музейных работников, чтобы спасти иконы от уничтожения, и стеллажи из них никто так и не сделал. К слову, Толгская икона очень долго исследовалась, эксперты не сразу определили, что она именно из Петровского монастыря. Но работы, которые церковные историки и сотрудники музея ведут совместно, надеюсь, еще принесут нам немало открытий.

— В чем ценность древних, чудотворных образов? Почему верующие предпочитают молиться перед «намоленными» иконами?

— Знаете, бывает, что нередко мироточат даже фотографии икон. Для молящегося человека икона — это образ, который позволяет обратиться к первоисточнику. Это изображение помогает сконцентрироваться и увидеть духовным взором первообраз изображенного на ней человека, ранее жившего. По сути, не так важно, сколько лет образу, на доске он или на камне. Главное, чтобы человек мог перенести на свою жизнь духовный подвиг этого человека.

Часто в храмах мы можем видеть рядом два образа — древний, почерневший, трудно реставрируемый, и заново написанный. Намоленный образ имеет историю, связанную, как правило, с теми или иными людьми из нашей истории — как известными личностями, так и простыми прихожанами. Эти образы из исторической памяти мы выделяем как свидетельство того, как Господь может изменить жизнь каждого из нас. Они имеют не только духовное, но и историческое значение. Например, та же Толгская иона стала свидетелем духовного спасения Петра I. Он спасся от гибели и сбежал от восставших стрельцов в Троице-Сергиеву лавру. Ценность реликвий нашего монастыря была не только в том, что перед ними молились члены царской семьи и род Нарышкиных. В монастырь, свидетельствуя о своем духовном преображении, вкладывались и целые поколения москвичей — и купцы, и бояре, и простые люди.

— А сейчас этот процесс идет?

— Конечно. Я стал наместником Высоко-Петровского монастыря относительно недавно, 2,5 года назад. Но уже стал свидетелем того, как простые люди помогают обители восстановиться. Например, иконостас одной из церквей будет восстановлен, в том числе на средства одной московской семьи. Одна женщина никак не могла забеременеть, но, имея на руках заключения врачей, все справки, молилась о ребенке. И вскоре родила здорового малыша. Так что обычных людей, которые хотят поучаствовать в жизни церкви, внести свой конкретный вклад в ту или иную задачу, очень много. Есть люди, которые отчетливо ощущают прямую связь монастыря с историей города, которые делают свой вклад ради народного блага — таких людей много, именно они и помогают монастырю возрождаться.


Эксперты считают, что списки чудотворных икон — Толгской, Тихвинской и Казанской Божьей Матери поступили в свое время именно из Высоко-Петровского монастыря. После начала гонений на веру в начале XX века большинство реликвий монастыря было утеряно, но некоторые были спасены работниками Государственного исторического музея и долгое время находились в запасниках. Толгская икона считается покровительницей царской семьи: образ впервые был явлен в 1314 году под Ярославлем. Перед ней молились, например, царь Иоанн Грозный и первый российский император Петр I. Образ, написанный для Высоко-Петровского монастыря, считается также покровителем рода Нарышкиных.

Портал «Русская планета»

VK
OK
Telegram
WhatsApp
Email
В печать