В монастыре прошла первая лекция о духовных традициях Афона

0

6 июня в Петровской богословской школе духовник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Пиголь) выступил с лекцией об истории Афона и его традициях, а также поделился личным опытом несения послушания в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе. После окончании лекции игумен Петр ответил на вопросы слушателей.

Лекция началась словами отца Петра (Пиголя) о значении Святой Горы Афон для всего православного мира. Афон для нас в первую очередь интересен как школа святоотеческого предания и монашеского подвижничества, как место, где процветает молитвенное делание, отметил духовник Петровской обители. Святая Гора прославлена подвигами ее насельников, и по этой причине Афон всегда был светочем и образцом жизни во Христе Иисусе.

Отец Петр рассказал о истории Святой Горы. На полуострове Афон, являющемся крайней восточной оконечностью греческого полуострова Халкидики, основано самоуправляемое сообщество монастырей. Монашеская жизнь связана с обетами, данными Богу – нестяжания, целомудрия и послушания, и направлена на тщательное исполнение заповедей Евангелия, угождение Богу. И Афон уникален тем, что дает свободу выбора вида монашеского подвига, то есть формы монашеской жизни: отшельнической, общежительной и промежуточной, которую можно назвать или полу-отшельнической, или полу-общежительной. Все эти три формы духовной практики появились на Афоне в 10 веке и существуют по сей день.

пиголь1Жизнь отшельника процветала на Святой Горе, главным образом, в лесистых долинах и на крутых скалах, в каждой части полуострова. Здесь монах мог жить в полном уединении, не имея ни крыши над головой, ни одежды, питаясь ягодами и дикими растениями. Полу-отшельническая или полуобщежительная жизнь велась в таких скитах, как, например, скит святой Анны или Кавсокаливия. Существуют такие монастырские поселки: маленькие домики, расположенные вокруг церкви; и в каждом домике живут от двух до шести монахов – иногда и больше. Общежительная жизнь на Горе ведется в 20 монастырях. Наиболее важные, «первенствующие» обители: Лавра Святого Афанасия (первая монашеская обитель на Афоне, основанная в 963 году), Ватопедский и Иверский монастыри, а также сербская обитель Хиландар. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь занимает 19 место в иерархической лестнице.

На вершине горы Афон стоит большой восьмиконечный железный крест, и увидеть его могут только те, кто совершил непростой подвиг, поднявшись на вершину и преодолев немало трудностей. Массовый крестный ход на гору обычно бывает накануне праздника Преображения Господня. После Крестного хода совершается Божественная литургия в находящемся на вершине храме в честь Преображения Господня. В языческие времена здесь, на вершине Афона, стояла статуя Зевса из чистого золота с алмазными глазами. При вступлении Царицы Небесной на землю в Климентовой пристани, где ныне Иверский монастырь, этот идол рухнул в пропасть.

пиголь2Главная святыня Святой Горы здесь — Иверская икона Божией Матери, которая находится в Иверском монастыре. С ней связано обетование о покровительстве Царицы Небесной: до тех пор, пока будет этот образ пребывать на Святой Горе, Матерь Божия не оставит ее. Поэтому все, кто приезжает на Афон, первым делом спешат поклониться Иверской иконе Богородицы.

Игумен Петр объяснил слушателям, с чем связан запрет на въезд на Святую Гору женщинам. Традиция аватона (так называется запрет появляться женщинам на острове) была закреплена при императоре Мануиле II Палеологе в начале XV века. Как рассказал отец Петр, существует легенда о том, что в 5 веке Плакидия, дочь императора Феодосия, прибыла на Афон, чтобы поклониться его святыням. Однако, подойдя к храму, она услышала голос Пресвятой Богородицы, повелевший ей немедленно покинуть полуостров. «Отныне нога женщины да не ступит на землю Святой Горы», – сказала Пречистая. С этого времени женщин на Афон не пускают, и монахи строго чтут эту традицию.

Существует поверье, что в тайных кельях на Афоне с древних времен живут 12 старцев-отшельников, которые почти никогда не являются людям, даже самим афонским монахам. Если один из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника. По преданию, перед приходом Антихриста, эти 12 старцев выйдут из своих келий и будут служить последнюю Божественную литургию.

Отвечая на вопросы слушателей, отец Петр (Пиголь) рассказал о своем участии в возрождении Ново-Афонского монастыря в качестве представителя Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Дело в том, что Новый Афон основывался в 19 веке как “живая отрасль”, своего рода филиал Пантелеимоновой обители, отметил духовник Высоко-Петровского монастыря. И в конце 20 века Промысл Божий определил начать возрождение Нового Афона. На Благовещение там была совершена первая Божественная литургия в древнем храме святого апостола Симона Кананита. В тот день, рассказывает отец Петр, произошло одно из таких чудес, свидетельствующих об исторической преемственности этих важных событий.

Недалеко от Нового Афона в сети рыбакам попался очень крупный осетр — рыба, которая в тех местах в последнее время не попадалась. Рыбаки принесли рыбу со словами: “Мы поняли, что ее послал Господь для приехавших из Москвы монахов”. А много лет назад, в 1876 году, вспоминает отец Петр, когда монастырь еще только созидался, в день, когда был освящен первый построенный в нем храм — Покровский собор, на берег вдруг начала сама выбрасываться рыба, которую монахи стали собирать. Всем хватило тогда для трапезы…

пиголь3По просьбе слушателей отец Петр поведал и о своей монашеской жизни на Афоне. В 1991 году он оправился на Святую Гору, чтобы стать насельником Свято-Пантелеимоновой обители. «На послушание меня определили в монастырскую библиотеку. И с того времени начался мой духовный и научный интерес к наследию Афона и старцев, а также работа над рукописями, которая потом привела к изданию нескольких книг. В то время библиотека монастыря находилась в плачевном состоянии. Помещение во многих местах было повреждено и первое, с чего я начал, полез на крышу и залатал дыры, чтобы вода не попадала на книги. В хранилищах древних рукописей поселились крысы, которые вили себе гнезда, вырывая страницы из книг. Я разорил восемь таких гнезд. Сейчас библиотека там совсем в другом состоянии, в ее помещениях установлено хорошее современное оборудование, созданы все условия для хранения книг», – рассказал духовник Петровской обители.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: