Всенощное бдение накануне престольного праздника Высоко-Петровской обители – дня памяти святителя Петра, первого митрополита Московского и основателя Петровского монастыря – было совершено в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря.

Богослужение возглавил наместник монастыря, игумен Петр (Еремеев) в сослужении братии обители в священном сане.

По монастырской традиции, перед полиелеем было совершено акафистное пение святителю Петру, первому митрополиту Московскому. Этот акафист, написанный в конце XIX века, содержит в себе прославление праведной и добродетельной жизни святителя, его трудов, подвигов и чудес, которые совершались после его смерти у мощей по его молитвам.

После чтения Евангелия к прихожанам обратился с проповедью наместник монастыря, игумен Петр (Еремеев):

“Дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня мы вспоминаем преставление первого московского святителя Петра. Он оканчивает свои земные дни в нашем городе – тогда еще небольшом, неприметном городе Москве. Здесь, на склоне своих лет, он вместе с князем Иоанном Калитой возводит основание будущего Успенского собора Московского Кремля. В этом храме и положат его честные останки, согласно его завещанию. И с этого поворотного момента, как и пророчествовал святитель Петр, меняется ход истории Руси и Московского княжества.
Сегодня, когда я перед богослужением перечитывал житие святителя, один факт особенно привлек мое внимание – а именно то, что праведная его кончина произошла в отсутствии князя Иоанна Калиты в Москве. Митрополит Петр – прозорливец, человек, который предвидел будущее Москвы и будущее князя… Почему же он отходит ко Господу, не попрощавшись со своим духовным сыном, не преподав ему воочию последнее благословение?
В акафисте, который мы только что вместе с вами пели, есть слова о том, что святитель явил «образ кротости духовныя». Так вышло, что даже в момент своей смерти он пытался устраниться от всего, что выражало бы власть и славу. При жизни скитаясь по русским землям и найдя покой лишь в конце своих дней, в Москве – а не в Киеве, или богатом Владимире, или Твери, – он даже на смертном одре избегает чинопочитания и передает благословение князю через боярина Протасия. Быть может, таким образом митрополит Петр и в смерти своей показывает князю и москвичам – жителям будущей столицы, – в чем есть величие христианского подвига для носителя высокого звания? «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою», – говорил Спаситель. Святитель Петр и на одре смерти остается верным избранному с юности евангельскому образу жизни, вверяя последние мгновения своего земного жития в руки простых москвичей – тех, кто его любил и кто расположил его сердце к этому городу.
А что же князь? Иоанн Калита очень скорбел в этой разлуке со своим духовным наставником, в свое время заменившим ему отца и старшего брата. Для князя Иоанна, после внезапной смерти брата Юрия оказавшегося на Московским княжении, в гуще политических событий, – митрополит был настоящей опорой. Теперь он остался один, что делает вопрос об обстоятельствах кончины митрополита Петра особенно актуальным. Быть может, таким образом Господь промыслительно хотел показать князю, что смерть старца не станет препятствием к общению, препятствием к той помощи, которую он от него всегда получал при жизни? Ведь, как мы видим, после своей телесной смерти святитель Петр действительно не оставляет попечением и заботой ни князя Иоанна, ни горожан полюбившейся ему Москвы. Вскоре исполняются все его пророческие слова о возвышении города в русских землях и о высоком служении самого князя. И крест, которым митрополит благословил на княжение Иоанна, будет носить каждый его потомок из Рюриковичей. А гробница святителя в основанном им Успенском соборе станет главной святыней города, где ему – живому у Бога – с тех пор молится и получает просимое вся Москва, от правителя до простого горожанина.
Но не только князю был знак и поучение в кончине святителя. Чистота, простота земной жизни митрополита и ее венец стали примером для всей его московской паствы. Примером столь вдохновляющим, что уже сразу после его преставления вся Москва и вся Русь почитала его святым и не было сомнений в том, что он не оставил попечением свою паству. Недаром уже вскоре после смерти он был прославлен в лике святых – первым в нашем городе – и сразу наши предки стали именовать его Чудотворцем. Почитание его в Северной Руси, на Московской земле, было несравненно выше почитания иных Христовых угодников. И первым, к кому обращались москвичи от мала до велика, после Пречистой Девы Богородицы, стал московский чудотворец Петр. И мы, современные жители Москвы, являемся паствой митрополита Петра, являемся стадом Христовых словесных овец, которое было и есть для святителя его семьей в Боге. И как он не оставил наших предков 700 лет назад, так же он не оставляет нас своей заботой и сегодня. Все мы, здесь стоящие, знаем из своего личного духовного опыта как чуток к каждому прошению наш небесный покровитель – святитель Петр.Очень радостно, что и з года в год в этот д ень все больше и боль ше людей приходит в х рамы Москвы и в нашу обитель, чтобы просла вить московского перв освятителя Петра. Мы же, дорогие мои, имее м возможность здесь, на этой древней земле , где он подвизался и основал эту обитель, особенно прочувствов анно вспомнить о нем и помолиться пред его образом, возлагая на него наше упование, как это делали наши п редки.

Я хочу еще раз всех в ас поздравить с днем памяти святителя Киев ского, Московского и всея Руси Петра. Хочу пожелать всем нам и его покровительства, и сил в подражании ег о добродетельной и св ятой жизни. Аминь.”

Пресс-служба Высоко-Петровского монастыря

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: