Панихида по схимонахине Игнатии (Пузик) была совершена на ее могиле

0

1 февраля на Ваганьковском кладбище молитвенно отметили 114 лет со дня рождения тайной монахини Высоко-Петровского монастыря, схимонахини Игнатии (Пузик). На ее могиле была совершена панихида. 

Заупокойное богослужение совершил игумен Петр (Пиголь), насельник Высоко-Петровского монастыря в сослужении иерея Игоря Киреева, клирика храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях и иерея Алексея Алексеева, помощника наместника по церковному служению.

“Дорогие братья и сестры! Приснопоминаемая схимонахиня Игнатия в своей жизни успела многое. С юности она возлюбила Господа Иисуса, была верна евангельским заповедям и руководствовалась наставлениями её духовного отца, архимандрита Игнатия (Лебедева). Благодаря этому мы можем видеть, насколько её жизнь была праведной и соответствовала евангельскому духу и заповедям”, – произнёс в своей проповеди игумен Петр (Пиголь).

После панихиды в помещении храма Воскресения Словущего все, кто пришел помолиться о упокоении матушки Игнатии, смогли осмотреть фотовыставку, посвященную ее жизни, затем было организовано чаепитие и просмотр фильма о матушке «Монахиня в белом халате» (Киностудия “Отечество”, 2009 г.)

Во время чаепития кандидат исторических наук ИВИ РАН Алексей Львович Беглов рассказал основные вехи жизни матушки – учёной и схимонахини, о том, как ей удавалось совмещать научную и духовную жизнь.
Среди гостей были те, кто знал схимонахиню Игнатию лично. Так, например, вспоминает о матушке Зоя Сергеевна Земскова, которая проработала вместе с Валентиной Ильиничной более 50 лет: “Отношения и “структура” между людьми внутри лаборатории были православными. Когда мне было 30 лет, она (матушка Игнатия – прим. ред.) как-то вызвала меня к себе и попросила уйти из лаборатории за нехороший отзыв о коллеге, на что я перед ней извинилась и пообещала, что больше никогда и ни о ком не буду говорить плохо. Так она нас воспитывала”.

При жизни Валентина Ильинична написала несколько книг об их тайной монашеской общине, которая существовала при Высоко-Петровском монастыре в советское время, составила жизнеописание архимандрита Игнатия (Лебедева). Однако ни в одной из её книг нет негативных воспоминаний о жизни при советской власти. Наоборот, матушка часто повторяла мысль своего духовного отца – схиархимандрита Игнатия – о том, что “с Богом везде хорошо, и советское время – время спасения”. Матушка Игнатия полностью ощущала это и передавала в своих книгах.

“Как-то она поручила мне написать статью, посвященную патогенезу туберкулёза. Я ей сказала, что мне страшно писать, но она возразила: “Зоя, не страшно”. На следующий день она мне преподнесла памятку. Валентина Ильинична обладала необыкновенной духовной силой и любовью к жизни, которую всегда вдыхала в наши сердца”, – поделилась воспоминанием о матушке Зоя Сергеевна.

 

Справка:

Схимонахиня Игнатия (в миру Валентина Ильинична Пузик) родилась в Москве 1 февраля 1903 года. Учёный в области фтизиопатологии, профессор, православный гимнограф.

Отец Валентины Ильиничны происходил из крестьян Гродненской губернии в Белоруссии. После военной службы он остался в Москве и работал служащим в управлении Киево-Воронежской железной дороги, умер в 1915 году от туберкулёза. Мать – Екатерина Севостьяновна (в девичестве Абакумцева).

Училась в женском Николаевском коммерческом училище на Новой Басманной. После окончания коммерческого училища в 1920 году поступила на естественное отделение физико-математического факультета 1-го МГУ, а в после организации в 1923 году биологического отделения продолжила обучение там.
После окончания университета в 1926 году начала работать в области патоморфологии туберкулёза под руководством известного фтизиопатолога В. Г. Штефко. С 1945 по 1974 год возглавляла лабораторию патоморфологии туберкулёза в Государственном туберкулёзном институте (позднее Центральный научно-исследовательский институт туберкулёза Академии медицинских наук СССР). В 1940 г. защитила докторскую диссертацию, а в 1947 г. удостоена звания профессора. Ей принадлежит более 200 научных работ в разных областях медицины, в том числе семь монографий. Многие из них признаны крупными теоретическими трудами. Фактически, она стала основателем собственной школы патологов-фтизиатров, которые работают на всей территории бывшего Советского Союза. Научные заслуги В. И. Пузик отмечены наградами (Орден Трудового Красного Знамени, девять медалей, звание заслуженный работник медицины), а её научно-исследовательская деятельность уже в 1940-е годы нашла признание также у зарубежных коллег. После окончания профессиональной деятельности в 1974 году В. И. Пузик полностью посвятила себя монашескому деланию.

Первые церковные впечатления Валентины Ильиничны связаны с храмом первоверховных апостолов Петра и Павла на Новой Басманной в Москве. Ещё во время обучения в университете произошло важное событие, определившее всю последующую жизнь молодой девушки. В 1924 году во время говения при посещении Высоко-Петровского монастыря произошла её встреча на исповеди с архимандритом Агафоном (Лебедевым) (в схиме Игнатием). Она стала его духовной дочерью. С середины 1920-х годов вокруг отца Игнатия складывается духовная семья, многие члены которой тяготели к монашескому пути; в стенах Высоко-Петровского монастыря многие юноши и девушки стали принимать тайный постриг. Здесь они под руководством старцев постигали основы духовной жизни, оставаясь при этом на своей мирской работе или учёбе, что входило в их монашеское послушание.

В 1928 году, от руки своего духовного отца Игнатия, Валентина приняла тайный постриг в рясофор с именем Варсонофия – в честь святителя Варсонофия Казанского. В начале 1939 года инокиня Варсонофия приняла постриг в мантию, которую совершил архмандрит Зосима (Нилов). Имя в мантии ей было дано в память о её старце – в честь священномученика Игнатия Богоносца. По благословению духовного отца мать Игнатия продолжала работать по специальности, воспринимая научно-исследовательскую деятельность как послушание, подобное монастырскому.

С середины 1940-х годов её научная деятельность дополнялась литературным трудом духовного содержания. В 1945 году появилась первая её книга – жизнеописание духовного отца схиархимандрита Игнатия (Лебедева). В 1952 году она написала книгу о созданной им монашеской общине. Позднее были написаны и другие книги, в которых мать Игнатия размышляла о жизни Церкви, её истории, о действиях Промысла Божия в современном мире и в жизни современного человека. Среди них воспоминания о старцах Высоко-Петровского монастыря, о Святейших патриархах Сергии и Алексии I. Монахиня Игнатия тесно сотрудничала с журналом «Альфа и Омега», публикуясь под псевдонимом монахиня Игнатия (Петровская). Некоторые из её трудов также были опубликованы в «Богословских трудах».

24 апреля 2003 года в Великий Четверг в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря монахиня Игнатия была пострижена в великую схиму с сохранением имени, но теперь её небесным покровителем стал новопрославленный преподобномученик Игнатий (Лебедев) – её духовный отец.

Умерла схимонахиня Игнатия 29 августа 2004 года на 102-м году жизни, из которых 76 лет прожила в монашестве. Отпевание состоялось 31 августа в храме Пимена Великого в Новых Воротниках. Погребена схимонахиня Игнатия на Ваганьковском кладбище.

По материалам сайта Аzbyka.ru

Пресс-служба Высоко-Петровского монастыря

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: