Приносить в храм плоды, зачастую яблоки, на освящение 19 августа – устоявшаяся традиция! В этот день храм всегда полон народа. Все идут с корзинами и пакетами, полными самых разных фруктов. И поэтому в народе праздник Преображения Господня, отмечаемый в этот день, совершенно нелепо называют порой “яблочным Спасом”… Напомню, что Спас означает Спаситель, то есть, если говорить буквально, это народное название праздника звучит как «яблочный Спаситель». Звучит весьма вольно по отношению к церковному календарю, да и едва ли выражает смысл самой традиции освящения плодов.

К сожалению, люди, пользующиеся этим расхожим наименованием, даже не подозревают, что оскорбляют великий христианский праздник, невольно огорчая Самого Спасителя, называя его «яблочным». На самом-то деле праздник посвящен Преображению Господню и лишь малой свой частью связан с освящением плодов, причем не только яблок. Но, увы, в данном случае в обывательском обиходе, как это ни грустно, яблоки затмили Спасителя…
2S3B2285
С чего все началось? Обратимся к истории Ветхого Завета. Еще в книге Исход есть упоминание о том, что необходимо приносить в храм в дар Богу начаток овощей, то есть первые плоды, не все, а только первые. Обратите внимание – ПРИНОСИТЬ в храм, а не УНОСИТЬ из храма. Так в чем же дело? Неужели мы что-то неправильно понимаем? Давайте разберемся в этом вместе.

Сам смысл приношения плодов в храм заключался в том, чтобы эти плоды там и оставить, пожертвовать их Богу. Такая жертва воспитывает в человеке правильное понимание устройства этого мира. Ведь мы отдаем Богу то, что и так Ему принадлежит, но то, что выросло благодаря нашим усилиям. Мы показываем таким образом Творцу свое смирение, просим принять от нас малые жертвы от наших ТРУДОВ, и через это малое приношение освятить и благословить весь остальной урожай, весь наш год, и благословить следующий сезон, скажем, полевых работ.

Это учит нас правильно расставлять приоритеты в жизни. Так, чтобы материальные блага не брали верх над духовными ценностями, тленное – над вечным.
2S3B2280
Искаженное понимание праздника привело к возникновению непонятных традиций: не есть никаких плодов до 19 августа, освящённые плоды вкушать только натощак, кочерыжки от этого плода сжигать, а пепел развеивать над рекой, и многие другие сложности – а все из-за непонимания того, а зачем все это нужно?

Первое, что надо понять, – это то, что освящение плодов нужно не плодам, а людям. Второе. Освящая плоды, мы освящаем не маленький пакет или корзинку, которую принесли в храм, а плод своих трудов или свои запасы. Третье. Лучше корзинку яблок оставить в храме в знак благодарности Богу за Его щедроты. Но, если очень хочется, можно, конечно, принести домой какое-то количество плодов, освящённых в храме, но их остатки не возбраняется выбросить вместе с обычным мусором.

Остался один вопрос. Причем здесь Преображение Господа? А ведь этот величественный праздник стал жертвой народной неверной трактовки освящения плодов совершено случайно.

Дело в том, что наша Церковь живет по греческой традиции, так как именно из Греции мы при Крещении Руси переняли богослужебный устав. Греческий народ живет от праздника к празднику. В этой стране все плоды созревают ближе к празднику Преображения, поэтому там и повелось освящать плоды именно в этот день. Но вместе с тем в Требнике (книга, в которой написаны все молитвенные проследования, совершаемые священнослужителями) четко написано, что, во-первых, молитва совершается не над плодами, а над теми, кто их выращивает и приносит, а во-вторых, что освящать их надо в том месте, где они растут, особенно это относится к винограду.
2S3B2310
Таким образом, можно сделать выводы: 19 августа надо прийти в храм помолиться Спасителю в день Его Преображения и по возможности принести в жертву Богу фрукты или овощи в любом количестве, чтобы через это малое приношение все наши физические и материальные труды получили освящение. И, конечно, никогда впредь не называть праздник Преображения Господня “яблочным Спасом”!

послушник Богдан Семенюк

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: