Новый номер журнала МВ посвящен 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон

0

Снимок экрана 2016-07-13 в 10.59.44Вышел новый номер журнала «Монастырский вестник» № 7[31] 2016 г. Он посвящен одному из важнейших событий церковного года – 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон.

Во время паломнического визита на Святую Гору Святейший Патриарх  Кирилл отметил: «У Вселенского православия есть своя святыня — Святая Гора Афон. Это твердыня и маяк со своим уникальным укладом духовной жизни, со своей умиротворенностью, со своим странноприимством. Вся Церковь взирает на Святую Гору с надеждой найти здесь пример самоотвержения, непрестанной молитвы и горения духа… Все прошедшие столетия Святая Гора Афон духовно поддерживала русское монашество, передавая ему дары из сокровищницы своего опыта. Из Афона на Русь пришли традиции умного делания и связанное с ними богословие исихазма, общежительный устав и особое внимание к почитанию Святой Троицы. Достаточно вспомнить, что благословение на введение общежития великий устроитель русского монашества преподобный Сергий Радонежский получил от святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, бывшего прежде игуменом афонской Великой Лавры. В свою очередь, народы Святой Руси поддерживали этот поистине вселенский монашеский центр и насельниками, и трудами, и многими дарами. Все, что связано с Афоном, всегда было окружено почитанием и любовью. Празднование 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе в единой семье афонского монашества призвано донести до людей частицу света, исходящего от Афона, приобщить их к вдохновляющим святогорцев идеалам нравственной чистоты и самоотречения».

Читайте в новом номере:

СОБЫТИЕ: «РУССКИЙ АФОН: 10 ВЕКОВ»

В конце мая 2016 года в рамках 1000-летнего юбилея русского присутствия на Афоне состоялся паломнический визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святую Гору. Святейший Патриарх посетил важнейшие духовные центры русского святогорского иночества, посредством которых на протяжении тысячелетия осуществлялась духовная связь Святой Руси со Святой Горой: древнюю русскую Лавру Богородицы (Ксилургу), где зажглась первая русская лампада на Афоне и принял постриг первоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский; Старый Русик, с которым связан 600-летний период истории русского афонского монашества; и, конечно же, Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, который стал главным местом торжественных мероприятий.

 

1000-ЛЕТИЕ РУССКОГО АФОНА: «РОССИЯ И АФОН: ЕДИНЕНИЕ ВЕРЫ, МОЛИТВЫ И БЛАГОЧЕСТИЯ»

История связей Святой Горы с Русской Православной Церковью исключительно богата и поучительна. Раннее появление русских иноков на Афоне свидетельствует о стремлении наших соотечественников приобщиться к монашескому деланию в уделе Царицы Небесной. Тема русского монашества на Святой Горе очень многогранна и важна. Она касается многих сторон жизни Церкви, общества и государства на протяжении длительного периода времени. В юбилейный год над афонской темой много работают и церковные, и светские исследователи. Статья митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова).

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ: «ПАНТЕЛЕИМОНОВ МОНАСТЫРЬ НА АФОНЕ – РУССКАЯ МОНАШЕСКАЯ СВЕЧА ПРЕД БОГОМ»

Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы, рассказал «МВ» о посещении Святой Горы Афон в составе делегации Русской Православной Церкви по случаю 1000-летнего юбилея русского монашества на Афоне.

 

ИНТЕРВЬЮ: «ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТ»

Перед каждым богородичным праздником мы слышим в храме евангельские слова: «Воставше Мариам, иде в Горняя со тщанием во град Иудов». Божия Матерь, получив известие от архангела Гавриила, поспешила из Назарета в град Иудов, что недалеко от Иерусалима, где жила ее родственница, мать святого Иоанна Предтечи Елисавета. Сейчас на месте встречи Девы Марии и праведной Елисаветы находится русский Горненский женский монастырь. Последние годы в истории обители неразрывно связаны с именем игумении Георгии (Щукиной), которая вот уже 25 лет несет здесь игуменское служение. В ноябре этого года матушка, Бог даст, отметит свой 85-летний юбилей. Корреспондент «МВ» Елена Галкина посетила Горненскую обитель в пасхальные дни и побеседовала с его настоятельницей о жизни и миссии русских монахинь на Святой Земле.

 

ДУХОВНАЯ ГЕОГРАФИЯ: «МОЛИТВА НА ЯЗЫКЕ ХРИСТА»

Нечасто можно услышать, что в каком-либо уголке Земли Божественная литургия совершается на языке Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Одним из таких мест является православный мужской монастырь в честь 13 святых ассирийских отцов в Грузии, в деревне Старая Канда, что в 25 километрах от центра столицы, недалеко от великой Мцхеты, где когда-то проповедовала небесная покровительница Грузии святая равноапостольная Нина. Богослужение на арамейском языке – один из самых драгоценных даров ассирийской обители православному миру. О своей исполнившейся мечте посетить Грузию и монастырь 13 святых ассирийских отцов рассказывает руководитель информационного отдела Ростовской-на-Дону епархии, настоятель Старо-Покровского храма г. Ростова-на-Дону протоиерей Даниил Азизов.

 

ПАЛОМНИЧЕСТВО: «ЗАОБЛАЧНАЯ КЕЛЬЯ» НА МЫСЕ ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ»

Храм в честь святого князя Михаила Черниговского уютно разместился почти у побережья Геленджикской бухты, окруженной отрогами Маркотхского хребта Большого Кавказа. Вернее, той ее части, которая имеет картографическое название Тонкий мыс. Но нам ближе другое – неофициальное – наименование: мыс Доброй Надежды, ибо в нем словно предвосхищается Богом положенный здесь храм. Возведенная в 1913 году, Князь-Михайловская церковь принимала прихожан под свои благословенные своды не более семи лет. Лишь через восемь десятилетий ее израненное временем здание было передано под омофор Русской Православной Церкви, а с 1995 года храм приписан к Гефсиманскому скиту Свято-Троицкой Сергиевой лавры во имя Черниговской иконы Божией Матери. Материал Ольги Ковалик.

ИСКУССТВО: «ЗАСТЫВШЕЕ ВРЕМЯ»

Среди огромного количества известных художников и блестящих талантов красной строкой в хронологии искусства живописи стоят имена тех, чьи работы устремлены в самое сердце человека – туда, где бьют родники жизни. Это художники религиозного жанра, запечатлевшие на своих холстах духовную историю России, ее духовный нерв и монашество – как подвиг веры, святости и чистоты. Имена признанных мастеров религиозной живописи, подобно неугасимой лампаде, через свои полотна продолжают светить и нам, являясь рупором светлых идей и вечных ценностей христианства. «МВ» открывает новую рубрику «Монашество в живописи», в которой будет знакомить читателей с самыми интересными картинами на тему монашества и с их создателями – художниками, сумевшими остановить мгновение истории и вечности в ликах монахов.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: «НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 30.03.2016 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ и Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях“», запрещающий снос во внесудебном порядке самовольных построек, относящихся к имуществу религиозного назначения, а также предназначенных для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующих с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс. Особенности нового закона комментирует игумения Ксения (Чернега), руководитель Юридической службы Московской Патриархии, настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ : «ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ: БЛАГОСЛОВЛЕННЫЙ АФОНОМ»

Святой Антоний Печерский принес на Русь афонскую монашескую традицию, насадил и укоренил ее. Его усердием Киевские Печеры стали духовной частицей Святой Горы, оказывая не менее благотворное влияние на духовную жизнь Руси и русских иноков, чем славные обители Византии. Материал постоянного автора «МВ» Анастасии Михалос.

КНИЖНАЯ ПОЛКА/РЕЦЕНЗИЯ: «В ПОИСКАХ ЖИВОГО ПРЕДАНИЯ»

Несмотря на то, что сегодня у русских монахов есть возможность паломничества на Святую Гору, общения с опытными афонитами, а также чтения многих произведений святогорских подвижников (как на русском, так и на греческом языке), каждая серьезная публикация, посвященная афонскому духовному опыту, становится важнейшим событием для ищущих спасения вдали от мира. Особенно востребован в монашеской среде запрос на книги о подвижниках, с одной стороны, близких к нам по времени жизни (то есть заставших искушения современного мира), а с другой – чтобы их опыт уже был «очищен» временем от скоротечных суждений и оценок современников. Именно таким произведением является впервые опубликованное на русском языке жизнеописание известного афонского старца Иерофея Дидаскала.

 

КНИЖНАЯ ПОЛКА/ЗАКЛАДКА: «ПОСЛУШАНИЕ – ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ СКАЛЬПЕЛЬ»

Как и многие творения древних отцов-подвижников, труды духоносных старцев, близких к нам по времени, нередко становятся настольными книгами для современных монашествующих. Один из таких трудов – «Поучение о послушании» схимонаха и пустынножителя Зосимы (Верховского). В разных главах в разном контексте старец Зосима повторяет наиважнейшую мысль: живущим в иночестве без послушания невозможно достигнуть спасения. «Безнадежно», – пишет он, ссылаясь на святых отцов, которые утверждали, что если даже инок будет в подвиге и истает от поста, но отпадет от послушания, значит, он зря проживает свои дни.

Оформить подписку на журнал «Монастырский вестник»: (495) 796-14-95, 28petrovka@gmail.com

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: