В воскресенье 29 мая молодежный клуб Высоко-Петровского монастыря совершил очередную паломническую поездку в Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.

В обители особая, какая бывает только в монастырях, благодатная тишина. Ребята словно перенеслись в Древний Иерусалим, прикоснулись к его истории. История интересна и многогранна, время стирает память, сменяются эпохи.

Но память о земных страданиях Христа жива, и она находит отпечаток в сердце каждого. В Новом Иерусалиме участники молодежного клуба вновь вспомнили земные страдания Христа, поклонились святыням, побывали на увлекательной экскурсии.

QYhN4JWk9ZoПри входе в монастырь перед взором ребят открылся вид на главный храм обители — Воскресенский собор и колокольню. Погода в этот день была прекрасная, и на фоне голубого неба позолоченные купола сверкали особенно величественно. Здесь экскурсовод начала рассказ об истории этого святого места. Петровцам рассказали, что Ново-Иерусалимская обитель была создана в 17 веке, во время патриаршества Никона (1605-1681). Именно Святейшему Патриарху Никону принадлежала идея создать в России прообраз Иерусалимского Храма Гроба Господня. И это была не прихоть Патриарха. Дело в том, что русские люди в те времена не могли поехать на Восток и своими глазами посмотреть места спасительных страстей и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. В 17 веке власть на Святой земле принадлежала Османской империи, и ездить в Иерусалим христианам было опасно.

Выбирая место для основания обители, Его Святейшество остановился на окрестностях реки Истры. Чтобы монастырь был во всем схож с той же местностью, что и в Древнем Иерусалиме, Патриарх переименовал реку в Иордан, ручей, впадающий в нее, в Кедрон, а холм, на котором была основана обитель – в гору Сион. Близлежащие холмы были названы Ермон и Фавор. Парк за стенами монастыря переименовали в Гефсиманию.

etODPAHhdQcПо замыслу Патриарха, главный храм обители – Воскресенский собор – должен был как две капли воды быть похож на Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Как рассказала ребятам экскурсовод, собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Иерусалимским храмом. При этом внутренняя и внешняя отделка, придуманные лично Никоном, наоборот, совершенно другие. Воскресенский собор включает в себя все основные святыни первообраза: Святую Голгофу, Камень миропомазания, Живоносный Гроб Господень, место обретения Животворящего Креста Господня.

Главный вход в собор находится с южной стороны. Справа от входа – придел архистратига Божия Михаила. Голгофская церковь освящена Патриархом Никоном в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В северной части придела воспроизведено Лобное место (по-еврейски — Голгофа), где был распят Спаситель. В глубине Лобного места находится кипарисовый Крест в меру Креста Господня, привезенный по заказу Патриарха Никона из Палестины. Под Святой Голгофой Патриархом Никоном была устроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Страстям Христовым посвящены придельные церкви за главным алтарем собора. Один из приделов был освящен во имя святого Лонгина Сотника — римского воина, стоявшего при Кресте Господнем на Голгофе. По преданию, на этом месте в Иерусалиме была обретена слепою женщиной глава святого Лонгина, пострадавшего за Христа, причем слепая получила прозрение.

Внутри Воскресенского собора и собственно на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены – находится некрополь обители. Примечательно, что в церкви в приделе иконы богоматери «Утоли Моя Печали» рядом с матерью погребен сын Суворова, который, погибая сам, спас жизнь своему слуге.

nevt1XWT_j8После посещения собора ребята решили пройтись по Гефсиманскому саду, испить и набрать святой воды, а также посмотреть скит Патриарха Никона (Богоявленская пустынь). Гефсиманский сад расположен за Елизаветинскими воротами монастыря. Правда, сада здесь уже давно нет, скорее это просто парк в излучине реки Истры. Когда-то в саду были протоки, которые образовывали остров. На этом острове, примерно в трехстах метрах от монастырской стены, в течение шести лет жил Патриарх Никон.

Скит Патриарха Никона сохранился до сих пор. Это четырехэтажное здание, в котором размещались две церкви (на первом и последнем этажах), хозяйственные помещения, кельи, в том числе келья самого Никона (на последнем этаже, рядом с церковью).

В 1919 году, после революции, монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны территория обители была оккупирована немцами. Многие здания и постройки разрушены, Воскресенский собор и колокольня взорваны. В 1960-е годы начался довольно длительный этап реставрационных работ. При этом сам монастырь вновь начал действовать только в 1994 году. В это время здесь начала возобновляться духовная жизнь. Новоиерусалимская обитель вновь возродилась, как птица феникс, из пепла, как будто и не было вовсе этих страшных страниц в истории монастыря.


Каждый год в обитель приезжают тысячи паломников, чтобы своими глазами увидеть Новый Иерусалим, где все – храмы,  изразцовые иконостасы, путеводители, колокола, кресты – возводит ум и обращает сердце к Святой Земле – духовной родине христиан.

w8082a04__o

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: