Иеромонах Лаврентий (Полешкевич): “Воспринимать материальные блага нужно как временный дар от Бога”

0

В прямом эфире телепередачи “Свет Угреши” побывал иеромонах Лаврентий (Полешкевич), помощник благочинного Высоко-Петровской обители. Разговор зашел о том, как правильно относиться к материальным благам, что говорит Священное Писание о труде и почему Господь порой “устраивает” человеку черный день.


Ведущий: Добрый вечер, уважаемые телезрители! Православная программа “Свет Угреши” рада приветствовать вас в прямом эфире. В студии Елена Бурдейная. Сегодня у нас в гостях помощник благочинного Высоко-Петровского монастыря, кандидат богословия иеромонах Лаврентий (Полешкевич).

о. Лаврентий: Добрый вечер!
Елена Бурдейная:
Тема сегодняшнего разговора, я думаю, будет интересна всем: о материальном мире, о материальных благах. Тема неоднозначная. Каждый человек в большей или меньшей мере является добытчиком; наши материальные притязания постоянно растут… Очень сложно не увлечься этим процессом добывания, создавания комфортной окружающей обстановки. Вопрос – самый главный: как православному человеку относиться к материальным благам?
о. Лаврентий: То, что человек заботится о себе – вполне естественно. Даже Священное Писание говорит: “Никто свою плоть не возненавидит, но питает и греет ее, как Господь Церковь”. Этот замечательный образ мы видим в послании апостола Павла к Ефесянам. Заботы человека о своем мире, о необходимых бытовых нуждах – вполне естественно и нормально. Вопрос в другом: могут ли материальные блага стать между нами и Богом? Говоря об этом, мы должны обратиться к Священному Писанию как источнику божественного откровения и найти там ответы на эти злободневные вопросы.
На ум сразу приходит притча о богаче и Лазаре. Притча непростая; очень жесткая. Мы видим два образа: это богач, который роскошествует и «пиршествует блистательно» – то есть речь идет не просто о пирах, трапезах с приглашенными гостями, но о блистательном пире; и при этом за оградой его усадьбы сидит бедный Лазарь, который болен проказой. Лазарь был пренебрегаем людьми, и евангелист даже замечает, что лишь псы подходили и лизали струпья его – то есть милосердия от людей этот человек так и не дождался. И он ждал, что ему хотя бы принесут что-то со столов того пиршества. Господь раскрывает нам судьбу этого Лазаря: после своей кончины он возносится на лоно Авраамово – это образ Царствия Небесного. Что, мы видим, происходит с богачом? Богач попадает в место мучения, и настолько он страдает, что даже просит Авраама направить к нему Лазаря, чтобы он излил на язык его влагу. Богач задается вопросом: почему так происходит? И Авраам отвечает, что “ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое“. Поэтому ты здесь страдаешь, а он – блаженствует. Но в данном случае «злое» и правильнее было бы перевести несколько иначе, в духе “ты уж блага получил при жизни”.
Елена Бурдейная: Не только получил, но и распорядился ими…
о. Лаврентий: Да. Он пользовался этими благами. А Лазарь получил «злое» – то есть отсутствие этих благ. И это – свидетельство для каждого человека в том, что пиршествование блистательно – это то, что разъединяет нас с Богом.
Мы видим и другой пример: когда Господь рассуждает с апостолами о богатстве, к Нему подходит богатый юноша и говорит: что мне нужно, чтобы спастись? И Господь тогда  говорит ему о тех ветхозаветных заповедях, которые были очевидны в то время для любого. Юноша ответил тогда – все это я исполнил от юности моей, чего мне еще не хватает? И тогда Господь ему говорит: «Иди, продай имение твое, раздай нищим и следуй за Мною». Юноша отказался от этого, опечалился и прекратил беседу, потому что богатство у него было большое. И Господь замечает, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Небесное. «Игольные уши» – это даже не ворота, а скорее лаз, который предназначался не для животных, а для людей. Когда основные ворота Иерусалима закрывались, а путникам нужно было каким-то пролезть, или вылезть, то ради этого специально не открывали ворота, а пользовались этими “игольными ушами”. Но верблюд туда реально не пройдет. Естественно, ученики Христа об этом знали и задали Спасителю вопрос: «А кто же может тогда спастись?». И Господь сказал тогда, что человеку это невозможно, но Богу все возможно. И это фраза свидетельствует о том, что богатство может быть, а может и не быть препятствием ко спасению. Я не зря привел эти два примера вместе – для того, чтобы показать, что материальное блага, если человек использует их для поощрения своей страстей, служат средством гибели, но богатство может быть использовано и для помощи другим людям.
Елена Бурдейная: отец Лаврентий, а что если кто-нибудь, услышав нас, на следующий день подойдет к воротам монастыря, где сидят нищие, которые, в общем-то, являются этим «способом», благодаря которому можно спастись… Вот проявление такого милосердия, как помощь нищим…
о. Лаврентий: Вы знаете, помощь нищим еще со времен Ветхого Завета поощрялась. В Книге Премудрости Соломона сказано, например, что помогающий нищему дает взаймы Богу и Тот воздаст ему. Но мы видим еще и в Новом Завете такие слова: «просящему тебе дай», «от хотящего занять у тебя не отвращайся», и «пусть левая рука твоя не знает, что творит правая». Но как правильно понимать эти слова Спасителя? Их можно понять в плане постоянной готовности оказать необходимую помощь. Для того, чтобы человеку восстановить нормальное существование и его связь с Богом и с людьми. Но если наши средства используются не по назначению, то апостол Павел советует тем людям, которые не работают, а попрошайничают, – не есть.
Елена Бурдейная: Ведь это известный советский лозунг – «Кто не работает, тот не ест»?
о. Лаврентий: Да, в советское время этот лозунг был на плакатах, на заводах – в качестве агитационного. Но это прямая цитата из Священного Писания, как ни странно. «Кто из вас не работает, пусть да не ест». И апостол советовал помогать не всем людям, а только особо нуждающимся, которые действительно не могут себя прокормить. А христианину должно не попрошайничать, а без ропота зарабатывать себе хлеб своими руками. Почему важен труд своими руками? В античном мире (кстати, может быть, даже и сейчас некоторые так считают) труд считался деятельностью позорной, которая присуща рабам: рабы должны трудиться, а свободные – отдыхать, заниматься философией, наслаждаться природой, прогулками, рассуждать о высших материях. Но христианство возводит труд на высоту. Почему даже в советское время – кстати, тоже взято из христианских идей в качестве агитационного лозунга – было популярно выражение «труд облагораживает человека». Труд – это процесс работы человека над собой, это очень важное свойство человека, данное ему еще при творении. Первым людям в раю было заповедано возделывать рай, то есть постоянно заниматься его благоустройством. Мы видим, как садовник облагораживает кустарник: что-то обрезает, сухую листву убирает,  что-то прививает, поливает. Без этой заботы деревце не будет выглядеть красиво. Так же человек – если он не будет трудиться, он не раскроет себя, не будет выглядеть красиво ни перед людьми, ни перед Богом.
Почему еще важно трудиться? Потому, что труд – это свойство, которое объединяет Бога и человека. Нужно трудиться так, как трудится Бог, а Он действительно постоянно трудится: над миром, над людьми. Кто-то, может быть, возразит: но как же? А седьмой день покоя? Седьмой день покоя означает, что творение мира закончено и Бог почил от дел своих. Но Промысел Божий продолжает действовать в мире. И поэтому человек, если хочет в жизни вечной быть с Богом, должен уже здесь вести себя так, как ведет себя Бог. Это ведь вполне естественное явление – когда люди в определенном обществе подчиняются его законам и потому продолжают находиться там.
Елена Бурдейная: К сожалению, современное общество диктует немного другие законы: и телевидение, и всевозможная реклама, наоборот, поощряют развитие в человеке этих потребительских наклонностей, к сожалению. Никто же не рекламирует, как хорошо быть слесарем, или как прекрасно сеять зерно, пахать землю, собирать урожай… Как современному человеку в данном случае не поддаться на это?
о. Лаврентий:  Конечно, без сверхмотиваиции это сделать очень трудно. Нужно понять, для чего нужен труд и как он объединяет человека с Богом. Потому что труд – это действительно та форма духовной жизни, которая человека может дисциплинировать и пробуждать в нем высшие духовные мотивы, стремления. Поэтому трудиться необходимо.
Елена Бурдейная: Тем более, время у нас такое, что возможности, наверное, неограниченные: человек может найти где раскрыть свой истинный талант, которым наградил его Господь…
о. Лаврентий: Конечно. И человек развивается, совершенствуется и испытывает радость только тогда, когда трудится.
Елена Бурдейная:… и бывает счастлив. А ведь говорят: не в деньгах ли счастье? И, шутя, добавляют: в их количестве. Вот как не попасться и не стать рабом этого количества? Как найти этот серединный путь?
о. Лаврентий: Вы затронули такую очень тяжелую страсть – сребролюбие. Многие подвижники благочестия считали сребролюбие корнем всех зол. Потому что оно приводит человека к отстранению от Бога и людей. Когда человек замыкается на себе и в окружающем мире видит только лишь противников; и он заблуждается, думая, что, отгородившись от всего мира, стараясь приобрести как можно больше материальных благ, станет счастливым. Ничего подобного. Никакого счастья это человеку не принесет, он будет мучиться, пытаясь найти себя в удовольствиях, но это действует как наркотик – после эйфории начинается ломка, человек все больше мучается и так всю жизнь. Вспоминаю слова одного из преподобных, кажется, Сисоя Великого, он говорил так, что согрешающий человек подобен псу, который лижет острие пилы, не замечая причиняемой ему боли, потому что пьянеет от вкуса собственной крови. Это как раз описывает формат, в который впадает человек, подверженный той или иной страсти. Когда человек уже не замечает последствий, не замечает, как страсть его уродует, но стремится как можно больше чтобы эта страсть в нем развивалась и процветала. И захватывала его всю душу, сердце, отравляла его жизнь и лишала его подлинного счастья.
А ведь закон счастья очень простой: это любовь к Богу и ближним; если мы сделаем окружающих нас людей счастливыми, то и они сделают счастливыми нас. Поэтому, для того, чтобы мы достойным образом употребили те блага, которые у нас есть, в частности, материальные блага, нам необходимо постараться счастливыми окружающих людей.
Елена Бурдейная: Тем более, наверное, возможность есть у каждого : всегда есть в нашем окружении те, кто действительно нуждается.
о. Лаврентий:  Но при этом мы должны, конечно, с умом подходить к делу помощи кому-либо, чтобы не поощрять развитие тех или иных страстей. Ведь некоторые могут сказать: «Ну как же, ведь в Евангелии сказано – просящему у тебя – дай», человек даст денежку, а тот пойдет и пропьет эти деньги. Или, например, употребит на наркотики или что-то другое. Ведь это действительно страшно. Человек соучаствует в падении другого. То есть эта возможность помочь идет не во благо а, наоборот, во вред. Поэтому апостол Павел и призывает помогать выборочно: например, «истинно» вдовицам – не тем, которые ходят из дома в дом, ведут праздный образ жизни и так далее. Чтобы ни в коем случае в христианском сообществе не поощрялось тунеядство.
Елена Бурдейная: отец Лаврентий, а какие есть пути у современного человека проявить такие качества как милосердие, сострадание?
о. Лаврентий:  Сейчас есть огромное количество проектов, да и самому можно организовать проект помощи бездомным, помощи нищим. Не обязательно помогать деньгами, чтобы не было искушения у тех пропить или прогулять эти деньги. А помочь едой, одеждой, добрым словом – всегда возможно. В Церкви действует замечательная служба, организованная Синодальным отделом по социальному служению, которая занимается церковной благотворительностью; эта служба регулярно помогает бездомным, оказывает бесплатную медицинскую помощь, помогает одеждой, питанием – в Москве и других городах. Можно принять участие в этом. Способов – огромное количество, главное иметь желание ими воспользоваться. И очень важно не оставлять заботу об окружающих близких, родных, которые тоже порой нуждаются в нашей помощи. Все начинается с самых близких окружающих нас людей.
Если мы хотим уподобиться Богу, мы должны научиться заботиться о других, не ожидая благодарности. Это сложно, но это путь, который нам Господь указывает, этот путь спасительный для нас. И он по-настоящему делает нас счастливыми. Господь сказал: блаженнее давать, нежели принимать. Для человека является благословением делиться теми благами, которые Господь ему дает – будь то материальные возможности, будь то духовные, мы должны ими делиться и не бояться о том, что мы что-то потерям.
И само отношение к материальным благам должно быть правильным – все, что мы имеем – это всего лишь кредит, данный нам от Бога. Вспомните притчу о талантах: ведь одному дается пять талантов, другому три, а взыскивается-то сколько? В два раза больше, а ведь это на самом деле – указание для каждого из нас, что нам не нужно считать материальное своей собственностью. Господь сказал, какие блага уйдут в вечность –  те блага, которые являются непреходящими, а это – любовь, радость, добрые дела, по вере Христовой, – это настоящее богатство, которое никто не отнимет от нас.
Елена Бурдейная: Отец Лаврентий, я бы хотела вернуться к реалиям современной жизни, и поговорить о воспитании детей. Дети наиболее уязвимы, потому что они еще несостоявшиеся личности, они еще на распутье, и материальные искушения для них тоже существуют. Ведь очень сложно взрослому объяснить и рассказать, что скромность – это хорошо. Как воспитать правильно ребенка?
о.Лаврентий: Нужно показать, в чем заключается истинное достоинство человека. Есть такая народная мудрость, которую все знают: встречают человека по одежке, провожают – по уму. По-настоящему человека будут судить не по тому, сколько у него денег в кармане или что на нем надето, или в какой машине он сидит, а по тому, что он из себя представляет на самом деле. Все остальное – мишура, которая рано или поздно уйдет. Настоящие ценности – духовные, интеллектуальные, к которым нужно стремиться, а все остальное – это временные игрушки, играясь в которые человек часто чувствует дискомфорт от того, что есть игрушки получше, поинтереснее, побогаче и так далее. Эта вечная погоня напоминает тот образ осла, которого заставляют двигать жернов с помощью подвешенной морковки, осел ее видит и тянется к ней и остановиться не может. Вот это то благо, которое люди думают получить. Оно вроде бы рядом, но оно не достижимо.
Елена Бурдейная: Но взрослому человеку, наверное, проще выбраться; а если ребенок приходит в школу, а там его сверстники смотрят и оценивают – какой у него телефон? Как с детьми-то быть?
о.Лаврентий: Объяснять, рассказывать, что является настоящими благами, объяснять, что и телефоны тоже устаревают, и главное назначение телефона – не то чтобы он был красивым или был напичкан лишними опциями, но для коммуникации.
Елена Бурдейная: Есть такое понятие – «запас на черный день». Он актуален особенно в такое экономически нестабильное время; всегда люди стараются запастись…
о.Лаврентий: Сомневаюсь в том, что этот запас приносит какую-то пользу или благо человеку – конечно, он его потратит рано или поздно; потом опять будет откладывать запас на «черный день»… Но это не решает проблем. Решают проблемы вера человека, его желание быть с Богом, его труд. Я вдруг вспомнил Дональда Трампа. Как-то в новостях про него рассказали, что он был миллиардером, потом в результате разных действий полностью обанкротился, но потом снова стал миллиардером – его не остановили трудности…
Никаких «черных дней», если мы будем верить в Бога, жить по заповедям, у нас не будет. Поэтому откладывать смысла нет. Конечно, Господь нам может устроить это «черный день», испытывая нашу веру, – тогда все эти запасы уйдут. Все зависит от нашей веры. Надо уповать на Бога, какие-то сбережения хранить для наших родных и близких, для того, чтобы помочь другим людям – это вполне естественно. Страстью является то, когда человек жертвует людьми и Богом ради удовлетворения страсти сребролюбия – это страшно. С этим необходимо бороться.
Елена Бурдейная: То есть, по большому счету,  – и сребролюбие, и прочие пристрастия – это проявление нашего недоверия к Богу, когда мы полагаемся на свое человеческое…
о.Лаврентий: Совершенно верно. Нам нужно воспринимать материальные блага как временный дар от Бога, с одной стороны для нашей пользы, с другой стороны – употребляя их во благо людям. И мы должны трудиться, чтобы наследовать жизнь вечную.
Е.Б.: Старец Паисий говорил, что чем больше человек приобретает материальных благ, тем он больше приобретает проблем себе.
о.Лаврентий: Все верно. Почему, например, люди стремятся как можно больше заработать? Потому что они не доверяют Богу. Они думают, что завтрашний день оставит их ни с чем. Такие люди хотят отгородиться от Бога, быть независимыми от Него. Когда человек обладает какими-то большими материальными благами, он пытается проблемы забросать деньгами, но те нарастают, как снежный ком. Если вспомнить о самых богатых людях мира: Рокфеллер, например, много раз пересаживал себе сердце. Но он умер, как ни старался. От Бога не нужно отгораживаться. Ему нужно просто довериться и использовать те материальные блага, которые Он дает на помощь ближним. Тогда и за душу свою не будет страшно, потому что богатство может стать препятствием между нами и Богом, заменить нам Бога.
Есть еще один удивительный образ, который нам дает Евангелие: когда богач имение стяжал, и ему не хватало хранилищ, он сказал: «Разрушу я прежние и построю новые. Душа моя, ешь, пей, веселись, блага хватит до конца жизни!», а Господь на это говорит: «Безумный! В эту ночь душу твою возьму от тебя». Нам необходимо «в Бога богатеть» и стараться все эти возможности – материальные и духовные, которые нам Господь дает – не замыкать на себе, а ими служить Богу и ближнему.
Е.Б.: Но когда человек осознает, что он находится в замкнутом кругу, он зарабатывает и тратит, а потребности нарастают как снежный ком – это преодолевается внутренним усилиям и молитве Богу?
о.Лаврентий: Да, действительно, потому что преодоление любой страсти начинается с действия воли человека, когда его воля направляется против этой страсти – алкоголизм, шопоголизм – все что угодно. Когда человек скажет «нет» своей страсти, это и будет первым шагом к избавлению.
Если человеку не открыты духовные ориентиры, ему очень трудно будет устоять перед искушениями, которые предоставляет внешний мир. Поэтому необходимо осознать, в чем состоит смысл жизни и в соответствии с этим вырабатывать формат своего поведения и отношения к Богу и ближнему. И тогда человек меньше попадет в те сети, уловки, которые расставляет греховный мир. Все зависит от самого человека – он должен рассудить, что приводит его к связи с Богом, что разъединяет, что объединяет или наоборот разъединяет с людьми – это все важно понять и принять в свою жизнь и это сделает человека по-настоящему  счастливым, радостным и приведет к Царствию Небесному.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: