Иеромонах Лаврентий (Полешкевич) – размышления о таинстве Елеосвящения

0

На протяжении всей жизни каждый человек сталкивается с тем или иным недугом. Желая победить болезни тела, человеческий род на пути своей истории старался развивать медицинское искусство. Однако опыт столетий показал, что любое лечение относительно, и как заметил один из моих знакомых священников-врачей: «Нет более относительной науки чем медицина». Эта относительность связана не только с несовершенством знаний и опыта в области лечения болезней, но и индивидуальными особенностями каждого человеческого организма, который порой непредсказуемо может реагировать на формат избранного известного и стандартного лечения. Несовершенна диагностика заболеваний. Отсутствует комплексная система профилактики болезней. Большой проблемой для здоровья становятся токсичные лекарственные препараты. Эти и другие факторы доказывают, что даже современная медицина не лишена ошибок и недостатков.
1
Большинство пациентов не становятся здоровыми, они лишь временно избавляются от болезненных симптомов или от одной из своих болезней, а состояние здоровья пациента в дальнейшем остается под большим вопросом. Именно поэтому, заключая договор о медицинском обслуживании, особенно перед важными операционными вмешательствами, пациент подписывает бумаги, в которых заранее отказывается от претензий к врачам, так как даже при успешном исходе операции организм человека может повести себя непредсказуемо. Но врачи не виноваты. Несовершенен сам принцип светского врачебного искусства, который изменить невозможно.

В чем причина? Причина заключается в том, что всё в организме человека взаимосвязано и фрагментарное лечение никогда не сделает человека совершенно здоровым и не гарантирует отсутствие болезней в будущем. Необходимо правильное отношение не только к своему телу целиком, но и к своей душе. Успех любого процесса врачевания зависит от того, насколько человек изменился внутренне, насколько он Богу позволил исцелить свои недуги, раскаялся ли в своих грехах, любит ли он окружающих людей или испытывает раздражение на ближних?
44
Именно об этой связи души человека с его телом указывал Спаситель, апостолы и все подвижники благочестия. Исцеляя тело, необходимо исцелить душу человека. А душа исцеляется истинной верой во Христа, молитвой и покаянием. Уже во времена апостолов в Церкви появляется Таинство, направленное на исцеление телесных и душевных недугов человека – Елеосвящение, известное нам под словом Соборование.

Елеосвящением называют Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи.

Таинство Елеосвящения предлагается членам Христовой Церкви не как последнее напутствие умирающим, а как Таинство исцеления. Евангелист Марк повествует, что апостолы, посланные Спасителем мира, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12— 13). Святой апостол Иаков свидетельствует об этом так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Послание Иакова 5, 14-15).

Свою молитву над прибегающими к Таинству священники укрепляют надеждой на молитвы Богородицы и святых, и Бог дарует им победу над болезнью.

Человек, испытавший исцеляющую силу Таинства Елеосвящения, утверждает себя в любви и доверии к Богу. Ему открывается истинный смысл апостольских слов: «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем; и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни» (Рим. 14, 7—8).

Молитва веры и помазание елеем во имя Господне составили основу чинопоследования Елеосвящения. Благодатными свойствами его были прощение грехов, физическое выздоровление и укрепление духа болящего человека. Поэтому это Таинство следует совершать над болящими, кающимися, и даже над здоровыми людьми, чтобы оно послужило оставлению их грехов.
22
Таким образом каждый православный христианин, вне зависимости от меры подверженности телесным недугам, может принять участие в Елеосвящении. Особенно в святые дни Великого Поста, нам не стоит пренебрегать этим Таинством, тем более оно регулярно совершается в храме и каждый христианин свободно может пособороваться.

Для меня самого это Таинство имеет особое значение. Еще школьником я принимал участие в совершении Соборования, чувствовал особую благодатную помощь и силу Божию. Когда в 2004 году, будучи еще студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии, проводил летние каникулы в кругу родных, помогал ухаживать за бабушкой, которая страдала от рака груди и вставала от одра болезни очень редко.

В один из дней ее состояние значительно ухудшилось, после осмотра, врач сообщил нам, что бабушка при смерти и в ближайшие дни стоит ожидать ее кончины. После этого мать долго плакала и говорила мне что не готова к этому, просила меня помочь хоть чем-нибудь для того, чтобы бабушка так быстро не умерла. Я пригласил своего друга – священника из ближайшего храма, и помог ему совершить Таинство Соборования над бабушкой. Затем она поисповедовалась и причастилась Святых Христовых Таин, после чего уснула. После ухода священника я утешал родных надеждой на силу Божию, которая несомненно явилась в совершенных Таинствах.

Проснувшись, бабушка уже могла вставать с постели и немного ходить. С помощью Божией, при результатах анализов, свидетельствующих о скорой смерти, бабушка прожила еще три года и скончалась в возрасте 85 лет. Незадолго до смерти я беседовал с ней, и она сказала, что чувствует свою скорую кончину и готова предстать перед Богом. Для меня это был близкий человек, о котором я всегда возношу молитву.
33
Это мое личное свидетельство о благодатной силе Таинства Соборования, в котором я принимаю участие ежегодно. Желаю, чтобы и Вы, дорогие братья и сестры, имели плоды действия силы Божией в своей жизни через участие в этом благодатном Таинстве.

иеромонах Лаврентий (Полешкевич)

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: