Наше тело – храм Духа Святого. Когда люди святой жизни умирают, мы верим, что их телесные останки освящены Святым Духом. Когда мы прикладываемся к ним, мы приобщаемся к благодати, которая присутствовала в них при жизни и не оставляет их мощи после смерти. И эта благодать помогает нашей слабой вере возрастать, и по этой вере Господь творит чудеса. 

Передача части мощей святителя и чудотворца Николая делегации Русской Православной Церкви. Фото: Олега Варова

Столь широкое и повсеместное почитание святителя Николая я увидел только в России. В Европе образ святителя Николая все чаще ассоциируется с Санта-Клаусом, который приносит детям подарки. В некоторых католических странах даже принято дарить подарки на праздник святителя Николая, а не на Рождество.

В целом фигура святителя Николая на Западе все больше отходит в область фольклора, хотя раньше, в Средние века, святителя в Европе сугубо почитали, посвящали ему храмы, складывали легенды о нем, особенно известны предания о его чудесах: о том, как он спасал детей, помогал незамужним девушкам (этот случай даже описан в акафисте святителю). Сейчас, должен с грустью отметить, богослужебное поминовение святого Николая совершается только в Бари у его мощей, а в других местах такого широкого почитания нет. Я не знаю ни одного построенного в современности католического храма в честь святителя Николая. Это, к сожалению, становится тенденцией в Западной Церкви – люди забывают древних святых, перестают их почитать и обращаться к ним в молитве.

Крипта базилики святителя Николя. Италия. Бари.

В Русской Церкви празднуют день памяти святителя Николая дважды в году: не только «зимнего Николу» – 19 декабря, но и «летнего», 22 мая. Память «летнего» святителя Николая связана с тем событием, когда итальянские купцы в 1087 году, можно сказать, выкрали его мощи из города Миры. Конечно, Западная Церковь не называет это «кражей», этому есть объяснение – они спасали мощи мусульман. Но на Западе и не принято праздновать этот день. У греков также нет праздника «летнего» святителя Николая, вообще все Поместные Церкви, которые были под греческим влиянием, не празднуют «перенесение», потому что считают этот факт воровством. Румыны, поляки и даже, кажется, сербы в том числе. Кстати, я был удивлён, когда узнал, что поляки посещают Бари в основном не для поклонения мощам святителя Николая, как ни странно, а потому, что польская королева Бона Сфорца д’Арагона погребена там.

Базилика святителя Николая, Италия, г. Бари.

Почему же так сложилось в Европе, что почитание святителя отошло на второй план? Дело в том, что среди иезуитов есть так называемые болландисты – учёные, занимающиеся собиранием, исследованием манускриптов житий святых. Болландисты растиражировали тот факт, что на самом деле о святителе Николае мы знаем очень мало и не можем утверждать, был ли, например, он на I Вселенском соборе или не был, потому что его подписи нет в документах. По преданию, он там был и дал пощечину еретику Арию, но это предание, а не исторический факт. После того, как болландисты издали публикацию с описанием исторических неточностей, почитание святого Николая на Западе уменьшилось.

Если уж так, то вообще-то много чего не написано из того, что является фактом и, значит, является частью нашей веры. Мы верим в присутствие святителя на Вселенском соборе и это часть нашей традиции. Верим, что святитель действительно был добрым, смиренным, помогал бедным, и мы обращаемся к нему за помощью в молитвах.

Первый Вселенский Собор, спор святителя Николая с нечестивым Арием.

Но как смиренный человек может дать пощечину, спросите вы. Да, святой Николай был смиренный человек, но он дал пощёчину еретику Арию в пример своим современникам и нам. Есть одна история про то, как некого монаха, жившего святой жизнью, братия стала обвинять в различных грехах. Он соглашался и признавался, что грешен, – потому что мы все грешные. Но когда его обвинили в ереси, он сильно запротестовал и говорил: «Быть еретиком – значит отлучать себя от Бога, а я не отрекался от Него». Поступок святителя Николая показывает, как серьезно надо относиться к ересям. Особо нужно сказать о ереси релятивизма, когда недооценивается важность христианских догматов и вероучения. А ведь эти свойства должны быть на первом месте в жизни христианина. Мы не должны допускать ереси в Церкви, потому что они как чума, ослабляют единство Ее членов.

Мне лично кажется,  что Бари – городок ничем не примечательный, мафиозный, смотреть там особенно нечего. И если человек отправляется в Бари – это, конечно, значит, что он хочет почтить святого Николая. Паломничество – очень благочестивая традиция у православных христиан. Когда мы паломничаем,  мы должны помнить о внимании и милосердии, которые были свойственны святителю Николаю. Лев Толстой в своем рассказе «Два старика» повествует о том, как двое пожилых мужчин отправились в паломничество на святую Землю. Один из них достигает своей цели, другой, проходя через Малороссию, где свирепствует холера, остается в семье,  пострадавшей от эпидемии. Он помогает им и не идет в Иерусалим. Другой же старик, который дошел до святого града, молясь у Гроба Господня, увидел во сне своего спутника ближе всех к святыне. Был ли этот человек у Гроба Господня –  об этом Толстой не говорит, но важно одно. Паломничество не угодно Богу без милосердия, христианской любви к ближнему и самоотречения.

Принесение мощей святителя Николая в храм Хритса Спасителя. Фото: patriarchia.ru

Огромные очереди, которые сейчас встраиваются в Москве у храма Христа Спасителя – это настоящее чудо. На Западе такого никогда не бывает. Там охотно отстаивают очередь, чтобы, допустим, попасть на рок-концерт, но не для того, чтобы поклониться святыне. Выстоять в очереди к мощам после рабочего дня – это подвиг и это очень многое говорит о русском человеке. Например, то, что русские – богоносный народ, ведь несмотря на 70 лет безбожного режима, вера в народе жива.

Принесение мощей святителя Николая в храм Хритса Спасителя. Фото: patriarchia.ru

P.S. Советую паломникам, особенно пожилым паломникам, ездить в Бари не в мае и не летом, а в более прохладное время года (в конце мая там уже очень жарко и многолюдно).

иеромонах Константин (Симон)

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: