Февральский номер журнала «Монастырский вестник»: игумен – отец, наставник, духовник

0

Вышел очередной выпуск журнала «Монастырский вестник». Номер посвящен игуменству – одному из ключевых явлений и понятий в монашеской жизни. Согласно Святым Отцам, настоятель или настоятельница призваны стать для посвятивших себя иноческой жизни духовным отцом и матерью в одном лице. Без личной духовной связи между игуменом и братией невозможно единение, по-настоящему братские отношения и как следствие – искреннее послушание, основанное на любви, а не на дисциплинарном подчинении. О том, как игумену/игумении построить подлинную монашескую общину – в февральском номере журнала «Монастырский вестник».

Новый номер знакомит читателей с размеренной монастырской жизнью Псково-Печерской обители, отдельный материал посвящен архимандриту Иоанну (Крестьянкину); о традициях афонского монашеского общежития рассказывает насельник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Пиголь), а красной нитью журнала проходит мысль об игуменстве; авторы стремятся осмыслить это понятие в ключе многовековых монашеских традиций и преданий.

Слово наместника Высоко-Петровского монастыря, игумена Петра (Еремеева), главного редактора журнала «Монастырский вестник»:

“В «Древнем патерике» рассказывается про двух единодушных анахоретов,
которые совершали усердный подвиг и вели жизнь богоугодную. Но, по
промыслу Божию, одному случилось стать игуменом монастыря, а дру-
гой остался отшельником. Через некоторое время первый услышал, что его брат-
сомолитвенник творит великие чудеса: исцеляет больных, изгоняет бесов, изрека-
ет предсказания… Игумен уединился на время от окружающей его братии и стал
молить Бога открыть ему, как при внешне равных подвигах тот чудодействует, а он
ничего подобного не получил. И услышал глас ангельский: «Тот живет пред Богом,
стеная и плача, алча и жаждая ради Господа, а ты, заботясь о многих, имеешь обще-
ние со многими. Итак, достаточно с тебя утешения человеческого».
Эта древняя история очень поучительна. Слово «монах», означающее в
переводе с греческого «уединенный», уже изначально содержит смысловую
антиномию. И действительно, как можно сказать, что человек один, если он пре-
бывает, как правило, в составе сплоченного, нередко достаточно многочислен-
ного коллектива – братства, монастыря, а если к тому же он еще и игумен?
Тот же смысл имеет и другое, изначально славянское, обозначение монаха –
инок. Сегодня народная этимология производит этот термин из прилагательно-
го «иной»: у иноков все иное – иная жизнь, иное мышление, иное отношение
к Богу, миру и т.д. Но на самом деле и инок – это лишь калька того же самого
греческого термина μονάχος, происходящая от древнеславянского числитель-
ного «ин» – «один». Одиночество есть нечто несовершенное, ущербное –
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). В браке оди-
ночество преодолевается обретением другого. В монашестве же этот другой –
Сам Бог. И очевидно, что «моно», или «ин», или «один» означают в данном случае не
только и не столько «единственный» или «одинокий», а скорее и преимуществен-
но – «живущий наедине с Богом» или «предстоящий Богу». Ведь предстоять Ему
можно только в одиночестве, в своем сердце, где бы ты ни был, и чтобы ты ни де-
лал в этот момент. Преподобный Григорий Синаит так определил это: «Монах дол-
жен иметь память Божию вместо дыхания», а святитель Феофан Затворник усилил:
«…коль скоро не таков кто, то и не монах».
Игуменский крест и тяжел, и легок. В этом тоже своя антиномия. Святитель
Киевский и Московский Петр в своем поучении к игуменам пишет: «Прежде всего
вам должно просветиться сими добродетелями: кротостию и смирением…» Препо-
добный Амвросий Оптинский советовал своей духовной дочери-игумении: «Мыс-
ленно вставай перед каждой сестрой на колени, как мать перед больным ребенком».
А святитель Феофан Затворник так разъясняет в письме новоизбранному игумену
характер предстоящего ему служения: «Игуменство… мудрость невелика! Не пы-
лить, терпеть, исподволь понемножку все подвигать вперед… и помнить, что ты –
слуга всем!» Но вместе с тем игуменский крест – это и утешение человеческое, как
говорит нам «Древний патерик», это радость сердечная, которая расширяет сердце,
открывает его людям, изливая на них свою любовь. И тем, на кого возложено игу-
менское служение, этим стоит дорожить, как утешением, посланным от Бога”.

 

 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: