Беседы с батюшкой. Вклад святителя Петра в историю Москвы и Русской Церкви

На вопросы телезрителей отвечает игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского мужского монастыря. Передача из Москвы.

– Здравствуйте, в эфире телеканала “Союз” программа “Беседы с батюшкой”. В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях наместник Высоко-Петровского монастыря города Москвы игумен Петр (Еремеев).

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

– Бог помощь всем нам.

– Тема нашей сегодняшней программы “Вклад святителя Петра в историю русской Церкви и Москвы в целом”.

Совсем скоро, 3 января, Православная Церковь будет чтить память одного из светильников Русского Православия святителя Петра, митрополита Московского. Расскажите, пожалуйста, что именно празднуется в этот день?

– 3 января по новому стилю мы празднуем день преставления, то есть когда почил митрополит Киевский и Московский и всея Руси митрополит Петр.  Эта дата, посвященная первому московскому святому и первому московскому митрополиту, традиционно отмечается еще с XIV века. Следующий год памятный: в 1315 году митрополит Петр прибыл в Москву, положив здесь начало столичной кафедре.

– Сохранились ли мощи святителя Петра, и где они находятся?

– Мощи митрополита Петра – драгоценное сокровище нашего города. Несмотря на всевозможные неурядицы: разрушение первоначального Успенского собора, захват Москвы, многочисленные пожары, разграбление Москвы французами, мощи сохранились и почивают в раке в алтарной части Успенского собора Московского Кремля. Находятся они здесь по завещанию самого митрополита Петра, который предсказывая нашему городу будущее столицы Руси, тем самым он положил основание Русской Православной Церкви во главе с московским предстоятелем. С тех пор незыблемо московские князья, а затем цари и императоры давали клятву и проходили коронование у мощей митрополита Петра в Успенском соборе. Именно здесь все присоединяемые к Москве княжества полагали грамоты с обещанием хранить верность московскому князю и единство державы. Поэтому мощи митрополита Петра являются не только святыней Москвы и всей Русской Церкви, но и местом, которое причастно к удивительным событиям гражданской и государственной истории нашего города и страны.

Вместе с тем с древности в монастыре на Петровке хранится часть мощей святителя Петра, которая ежедневно доступна верующим для поклонения. Здесь ежедневно в 8 часов утра совершается братский молебен, на котором мы видим горожан, приходящих за благословением к иконе с его цельбоносными мощами.

– Поскольку митрополит Петр является основателем Высоко-Петровского монастыря, может быть, его мощи должны находиться именно в нем?

– Находящуюся здесь частицу мощей мы почитаем, как зримое присутствие в обители ее основателя, но завещание святителя Петра состояло в том, чтобы его святые мощи находились в основании Успенского собора, как краеугольного камня русской православной государственности.

Если вспомнить описание эпохи, в которую решалось, какой город на Руси примет на себя роль столицы, Киев был разрушен и сожжен, и предшественник святителя Петра митрополит Максим переезжает из Киева в город Владимир, временно перенося сюда кафедру киево-русских митрополитов. Тогда было непонятно, какое именно княжество возьмет верх, сильными были Галицкое и Тверское княжество, и на роль объединителя разрозненных удельных княжеств Руси претендовала вовсе не Московская земля.

Решение митрополита Петра не просто посетить город Москву, но и остаться в нем, было вполне осознанным, и оно предопределило развитие вокруг него Русской Церкви, а в дальнейшем русской государственности. Поэтому, когда митрополит Петр говорил о нахождении его святых останков именно здесь – это было как залог единства Церкви вокруг кафедры московских предстоятелей. Из истории мы знаем, что так и произошло.

Погребение его мощей в основании могучего Успенского собора стало началом длинной истории с момента поставления в Константинополе, а потом и Москве именно московских митрополитов, а затем и патриархов, вставших во главе единой неделимой Русской Православной Церкви. Хотя в течение какого-то времени митрополитов рукополагают и в Киев, однако мы знаем, что единство Церкви тем не упраздняется, и сегодня единое пространство Русской Церкви, простирающееся от колыбели Православной Руси – Киева и до Москвы, объединяется под омофором Московского Патриарха. Начало этому положил митрополит Петр, перенеся кафедру из Владимира в Москву.

– Святитель Петр жил в конце 13- начале 14 века, но его роль значима и по сей день. Почему же большинство жителей знает его гораздо меньше, чем других святых, почитаемых Русской Православной Церковью?

– Надо быть честными до конца. Когда я общаюсь со светскими историками, краеведами, то люди, которые хорошо знают историю, то честно признают, что без митрополита Петра не было бы Москвы. Рассуждая  о роли святителя в жизни Москвы, потом страны, а затем и всей Русской Церкви, важно обращать внимание на очень важные детали. У Москвы не было шансов стать во главе движения по объединению Руси вокруг определенного города или князя. Очень сильным в то время было Тверское княжество, и князь Михаил Тверской уже имел великое княжение. Это был человек, весьма известный в ставке хана, он щедро платил дань за русские княжества, и территория его княжества была  гораздо богаче. Москва была ниже  и  по статусу: это было место определения младших детей великих князей, малоприметное поселение, находящееся на пути, соединяющем разные города. Ничто не предвещало Москве стать столицей будущего Московского государства. Духовная чуткость и прозорливость митрополита Петра как раз и проявилась в принятом решении остаться в Москве. Детали жизни святителя убедительно говорят, что без этого решения Москва не стала бы столицей.

Важно посмотреть на духовный подвиг митрополита Петра в деле возрождения Русской Церкви, весьма пострадавшей от набегов татар. Очевидно, что перенос предстоятеля Русской Церкви из Киева, Владимира в город Москву служит возрождению Церкви. Город, который не был испорчен столичными нравами, сам князь Иван Калита  был чист по своим трудам и жизни. Пребывая здесь, митрополит Петр мог полностью посвятить себя делу душепопечения, а не распрям, как это было во Владимире.  Несмотря на то, что святой мученик, князь Михаил Тверской дважды привлекал митрополита Петра к суду. Так как не мог простить, что именно тот был избран Константинопольским патриархом в митрополиты, а не игумен Геронтий, которого посылал Михаил.

Если бы митрополит Петр оставался в Киеве или Владимире, он бы оставался в зависимости от светской власти. В Москве же он был свободен, он был отец, именно так к нему относились и горожане, и сам Иван Калита. Его духовное попечение послужило становлению Русской Церкви в условиях развития страны. Перенесение кафедры в Москву было возможностью для того чтобы в будущем смогли проявить себя и митрополит Алексий Московский, и преподобный Сергий Радонежский. Москва стала не просто источником власти правящего митрополита, архиерея, но и духовной власти, духовного авторитета.

Если для историков очевидный факт, что фигура митрополита Петра является ключевой для становления Москвы, то и для церковной, богослужебной жизни имя святого митрополита Петра очень значимо. Синодик русских святых открывается его именем – это первый канонизированный святой города Москвы. Спустя чуть более десяти лет после его смерти, полнота Русской Церкви признала святость митрополита Петра по делам, жизни и чудесам его. Это было удивительное событие: все еще помнили его живым, и его прославляют в лике святых. И с той поры гроб святителя и Успенский собор, где он находится, являются источником святости.

– Ведь для прославления это очень маленький срок?

– Это невероятно маленький срок для того, кто умер не мучеником, а блаженно почившим. Если мучеников почитали почти сразу после кончины, то почивших своей смертью прославляли обычно спустя продолжительное время. Помня святость его поступков и добродетели, москвичи со дня кончины почитали его святым, молились и получали ответ и утешение.

Надо сказать, что во все предшествующие века до трудного XX века москвичи почитали митрополита Петра, ведь он не просто открывает список московских святых, но не случайно зовется и московским чудотворцем. В тропаре и молитве к святителю есть удивительные слова: “ты утверждение граду нашему”. Наши предки полагали, что подвиг митрополита Петра и его предстояние пред Престолом Божиим являются утверждением града Москвы. Было множество видений во время нашествий и событий, угрожавших городу и его жителям, когда являлся митрополит Петр. В этом всегда видели его непрестанное попечение о своем городе. Москва, действительно, стала для него своим городом. Почитание митрополита Петра было народным. Революция прервала многие традиции не только в Москве, но и по всей Руси. Прервала, но не упразднила.

Интересно, что именно вокруг Высоко-Петровского монастыря в течение всего советского периода жила тайная монашеская община. В довоенный советский период она насчитывала почти 150 тайных монахов, монахинь и трудников, которые несли свое служение, не пребывая в монастыре. Вскоре после революции и уничтожении очагов монашеской жизни в Москве и Подмосковье монахи стали искать места, где им можно быть. Многие старались уехать дальше от Москвы, но так случилось, что старцы Зосимовой пустыни приехали именно сюда, в Петровский монастырь. Здесь они жили, несли свое служение. И когда по всему городу закрывали соборы, Боголюбский собор Петровского монастыря стоял открытым. Хотя и в палатах, и в отдельных храмах монастыря уже жили коммунары, устраивали в них различные производства и склады, в Боголюбском храме продолжали служить и молиться насельники монастыря, несли пастырское служение приехавшие из Зосимовой пустыни.

Когда по настоянию проживающих на территории монастыря коммунистов храм закрыли, то община не могла более находиться здесь и перешла в Сергиевский храм. От расстрелов и заточений община ушла в подполье, и постриженики ее были живы вплоть до середины 80-х годов. Община сохранила традиции Петровского монастыря, и имя митрополита Петра было сердцевиной духовной жизни. Поэтому нельзя говорить, что традиция его почитания была прервана, она была лишь несколько заглушена светским, а чаще антицерковным характером жизни Москвы в целом. Но сегодня память о митрополите Петре возрождается, что можно увидеть, когда самые разные люди приходят на братский молебен в 8 утра.

Думаю, что когда историческая память об основателях нашего города будет возрождена усилиями московского правительства и всех нас, москвичей, то имя митрополита Петра будет вписано золотыми буквами и в гражданскую историю нашего города.

У нас две даты памяти святителя Петра: 3 января – день его кончины и 6 сентября – день перенесения его мощей во время перестройки Успенского собора. В этом году праздник 6 сентября совпал с Днем города. После богослужения, которое возглавил Святейший Патриарх, мы за первые полчаса раздали 5000 икон пришедшим почтить память святителя. И люди приходили в течение всего дня.

Благодаря совместным усилиям и людей Церкви и светских исследователей истории Москвы память митрополита Петра должна занять достойное место в списке имен, сделавших очень многое, чтобы Москва состоялась как город и столица.

– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: Почему Вы считаете, что все основные святыни, связанные с митрополитом Петром, находятся в Москве. В Петербурге есть посвященный ему храм на Ульянке, есть ли какие-то святыни в нем? Когда лучше праздновать память святителя у нас в Санкт-Петербурге?

– Приятный и очень уместный вопрос. Очень важно пояснить, что значила жизнь митрополита Петра для потомков, которые жили и за пределами Москвы.

Конечно, сегодня мы не говорим, что именно в Москве сосредоточение всех главных святынь. Много святынь и чудотворных икон, которые являются свидетелями важных событий в истории Церкви и отдельных людей, находятся и в других городах. Просто сегодня мы говорим о Москве, а митрополит Петр и его духовный сын великий князь Иоанн Калита – это краеугольные камни ее основания как столицы.

Удивительно, что был звонок именно из Петербурга. Когда царь Алексей Михайлович избирает дочь Кирилла Полуэктовича как свою супругу, Нарышкины жили подле Петровского монастыря. Второй его двор, называемый Царским, как раз является бывшей Нарышкинской усадьбой, где и жила девица Наталья, мать будущего царя Петра I, основателя Санкт-Петербурга. Когда после восстания стрельцов царевна Софья отстранила Наталью Нарышкину и ограничила передвижение ее и маленького царевича Петра, одним из немногих мест, которые им было разрешено посещать беспрепятственно, был Петровский монастырь.

Нарышкинское подворье возле Петровского монастыря было передано в дар царскому двору Алексея Михайловича вскоре после рождения царевича Петра. Удивительно, что, еще будучи еще мальчишкой   8-12 лет, царевич Петр  вынашивает планы по строительству монастыря в камне. В то время все постройки монастыря, кроме Петровского собора, были деревянными. Петровский собор был местом каждодневной молитвы будущей царицы Натальи и ее родителей Кирилла и Анны.

Для Нарышкиных, род которых был малоизвестен, избрание Натальи в супруги царю Алексею Михайловичу рассматривался, как знак особого благоволение Самого Господа и покровителя рода митрополита Петра. Историки считают, что имя Петра, не характерное ни для Романовых, ни для Нарышкиных, избирается в дань признательности и любви митрополиту Петру. И хотя царевича крестят в честь апостола Петра – иначе быть не могло, поскольку это был царственный отпрыск – но и сам он, и весь род сохраняют эту особую любовь к святителю Петру. Именно поэтому, когда царевич Петр получает возможность употребить свое рвение и развить градостроительный навык, который позднее пригодился ему в Петербурге, он обустраивает Петровский монастырь.

Сегодня в Москве единственный архитектурный памятник, относящийся к эпохе Петра и его личному попечению, является ансамбль Петровского монастыря. Петр участвует в проектировании монастыря в новом виде и в самом обустройстве. Здания монастыря являются отправной точкой для развития нового архитектурного стиля – нарышкинского барокко. Каждый храм имеет отдельное посвящение, отдельную историю, и каждая стена имеет прямое отношение к жизни Петра. Здесь будущий царь, император Петр отточил градостроительные навыки, которые использовал затем в более грандиозном проекте – строительстве Санкт-Петербурга. Это показывает очень интересную связь наших городов. Конечно, храм, который посвящен митрополиту Петру в Санкт-Петербурге, также является связующим звеном.

Будущий год очень важен для всех почитающих митрополита Петра – исполняется 700 лет со дня его прибытия в Москву. Будущий год юбилейный и для московской кафедры, ведь с Петра начинается исчисление московских предстоятелей. Сегодня мы именуем его, как было принято раньше, митрополит Киевский, Московский и Всея Руси: наименование Московский появилось именно с митрополита Петра. Было бы замечательно, чтобы все храмы, посвященные ему в разных городах России, отметили это событие, привлекая внимание наших сограждан к его подвигу, которое стало основанием для будущего роста и значения Москвы в жизни страны, в собирании русских земель.

Храмы и монастыри Петербурга, ставшего  светской и церковной столицей, приобретают много различных святынь. По воле императора Петра сюда прибыли мощи великого благоверного князя Александра Невского, прадеда Ивана Калиты, который сделал возможным переезд митрополита Петра из Киева. Кто знает историю России той эпохи, поражается тому, как тесно переплетаются истории наших русских земель и городов. Это происходило и в лице людей, которые, перемещаясь, жили в этих городах: святители, преподобные, князья, люди разных сословий. Многих объединяло желание жить по принципу христоцентричности. И патриархи, и государи в разной мере, но все стремились к тому, что Московское царство было прообразом Царство Небесного.

– Вопрос телезрителя из Москвы: Не мешает ли эстетика Вашего монастыря, находящегося в центре столицы,  качеству монашеского делания? Не станет ли невольно братия служащими культурно-исторического центра под названием “Высоко-Петровский монастырь”?

– Очень своевременный вопрос, который задан уместно, потому что всего лишь 5 лет прошло с момента воссоздания Петровского монастыря решением Синода и Святейшего Патриарха Кирилла. До этого здесь находилось Патриаршие подворье, но в последние годы бывшие монастыри возрождаются, и в них теплится монашеская жизнь.

Дело в том, что пребывание монастырей в центре города и даже столиц никогда не препятствовало тому, чтобы они были центрами настоящей духовной жизни. Например, известный Студийский монастырь Константинополя, огромного города, который был столицей гигантской империи, сплава различных культур, в том числе религиозных мыслей. При этом Студийский монастырь дал основание целой плеяде святых и богословов, его устав сегодня полагается в основание всего богослужебного устава Православной Церкви. Это был столичный монастырь, и он был создан не на заре христианства во времена Константина Великого, но в то время, когда Константинополь был уже шумным мегаполисом.

Важно положить правильное основание монастыря, где бы он ни начинался  и ни возрождался: будь то удаленная пустынь в лесу, на острове или оживленная улица в центре крупного города. Надо понять, ради чего здесь собирается братия. Вижу Божий Промысел в том, что насельники, подвизающиеся сегодня в монастыре, имеют непосредственное отношение к вопросам образования и просвещения. Все они имеют высшее образование, и не заканчивают этим: часть преподает, а другая обучается в Российском Православном Университете, что неподалеку от Петровки, и посвящают свое внебогослужебное время трудам по просвещению и образования и прихожан, и москвичей, которые приходят в монастырь только поучиться. Главное послушание насельников нашего монастыря – труды на поприще образования и просвещения – хотя, конечно, наряду с другими послушаниями. Когда в монастыре правильно выстроена “шкала приоритетов”: на первом месте молитва, богослужение, иноческое правило, потом труды на благо общежития, а потом служения, касающиеся внешнего мира: исповедь, пастырство, и труды в Петровской богословской школе: преподавание основ православного вероучения и основ православной культуры. Все вместе это созидает правильный корпус монашеской жизни. Где бы ни жил монах, главное правило – это отсутствие праздности, у монаха не должно быть свободного времени. Задача нашего духовного монастырского братства – подставлять друг другу плечо с тем, чтобы не оставалось времени для выслушивания помыслов и искушений. Сегодня в некоторой степени удается в подражание прославленным своей святостью столичным монастырям древности и недавнего прошлого созидать монашескую жизнь в центре города.

Важный фактор, о котором говорил наш телезритель, архитектурная доминанта Высоко-Петровского монастыря в центре Москвы, также должен учитываться. Наши насельники, как и все монашествующие, стремятся быть в тени, но сами камни монастыря говорят, сами проповедуют. Когда читаешь краткую аннотацию у собора митрополита Петра о его строительстве, понимаешь, какое значение в жизни города имели и храм, и сам святитель.  Каждая постройка имеет свою историю и проповедует, что история Москвы и историй Русской Православной Церкви связаны неразрывно.

Очень важно использовать и  наше умение донести до паломников и гостей правильное понимание нашего монастыря, как и всей Русской Церкви в истории города. Специально для московских школ у нас издано несколько методичек, где мы рассматриваем, каким образом Высоко-Петровский монастырь может стать иллюстрацией в предмете москвоведение тесной связи процессов духовной жизни, государственного строительства и общественной жизни в нашем городе. Вехи жизни монастыря, имена, лица, сама территория с его строениями и является наглядной иллюстрацией к этому. За год нас посетило более тысячи детей, всем были розданы книжки, также мы проводим и конкурсы.

То, что могло бы стать обременением для монастырской жизни – великолепный архитектурный ансамбль в центре города – напротив, становится для нас подспорьем в деле просвещения москвичей к истокам. Если во главу угла для каждого насельника ставится молитва, а затем послушание, то все очень монах находит правильное место: чтобы не иметь свободного времени, но при этом трудиться в меру сил и не впадать в уныние от перегрузок – это очень тонкие вопросы духовной жизни, которые мы стараемся решать сообща.

– Получается, что монашеское делание не прерывалось во весь советский период, и вы являетесь преемниками того дореволюционного монашества. Так ли это?

– Теме тайного монашества Петровского монастыря можно было бы посвятить отдельную передачу. Так получилось, что первые прихожане нашего монастыря и один из первых священников, который возрождал Сергиевский храм нашей обители – отец Глеб Каледа, как бы передали невидимую духовную связь с теми, кто сохранил преемство поколений с насельниками дореволюционной эпохи. Отец Глеб Каледа сам тайный священник, исповедник, ставший священником в открытом служении. Он донес до нас то тайное монашество, которое существовало вокруг монастыря все эти десятилетия, через него мы сохраняем связь с духовным зарядом этой тайной общины. Для нас это очень важно.

Может показаться странным, но сегодня мы упорно занимаемся исследованием истории монастыря в разные эпохи. Сам я хотел бы посвятить год-два детальному изучению истории монастыря. Сам я помню монастырь с 90-х годов, когда будучи студентом Московской духовной  академии, привозил корреспонденцию сюда в Отдел религиозного образования. Хотя мы жили в Троице-Сергиевой лавре, меня, однако, поразил Высоко-Петровский монастырь, и его цветок – Петровский собор. Удивительные, как комплекс, храмы и строения – это удивительная, реальная иллюстрация настоящей православной Москвы.

Теперь, когда я служу здесь, чувствую за собой большую ответственность. Поскольку по образованию я церковный историк, мне самому очень интересно погрузиться в историю монастыря. История обители поможет сделать нам не просто архитектурной доминантой центра столицы, но и, как мы надеемся, местом живой связи москвичей с историей своего города и бережного хранения памяти об его отцах-основателях, созидавших Москву на духовных основах Православия.

– Расскажите, пожалуйста, о личности великого князя Иоанна Калиты и его взаимоотношениях с митрополитом.

– Иоанн Калита не должен был стать великим князем, великий князь Юрий Данилович, так же сын Даниила Московского, был великим князем и являлся более властным и, говоря современным языком, эффективным руководителем. В ставке хана он постоянно интриговал против тверского князя, что закончилось трагически: Михаил Тверской был замучен, пострадал за Христа, но был прославлен в лике святых. Сын тверского князя, как возмездие за отца, убивает Юрия Даниловича в ставке хана, после чего сам погибает от рук хана. В результате этих переплетений интересов хана, тверского князя, московских интересов во главе небольшого, но важного города Москвы остается Иоанн Калита. Он не готовился быть великим князем, но Промыслом Божиим в итоге становится им. И именно его благой нрав и его христолюбие побуждают святителя Петра обратиться к нему с предложением стать защитником и помощником митрополичьего престола. Из великолепного Владимира митрополит приезжает в Москву. Сейчас это можно сравнить с тем, что Патриарх переехал бы из Москвы в небольшой городок, а то и селение. В те времена поступок митрополита Петра был не понятен современникам и, наверное, самим москвичам. Но из благодарности его принимают, а Иоанн Калита и его семья становятся его духовными детьми, как и вся Москва.

Правы, очевидно, историки в том, что именно благой нрав и христолюбие Иоанна Калиты, его семьи и москвичей стали причиной окончательного решения митрополита Петра основать центр русской митрополии именно в Москве. Великий князь получил прозвание Калиты по тому кошельку, который он всегда носил с собой и раздавал милостыню нуждающимся, и сейчас он почитается как местночтимый святой в городе Москве. Поэтому сегодня мы имеем в московской и русской памяти двух святых, приложивших руку к основанию города – великий князь Иван Калита, и его духовный отец митрополит Киевский и Московский, первый московский митрополит и первый московский святой митрополит Петр.

– То есть можно сказать, что митрополит Петр был как церковным, так и государственным деятелем?

– Думаю, что это проистекает из самой истории его жизни. Промыслом Божиим, исходя из самого контекста развития русской истории и государства, митрополит Петр стал, пожалуй, самым первым государственником Руси, в том смысле, что именно он определяет судьбу Москвы как столицы единого государства.

Если бы не решительный выбор митрополита Петра, побуждающего Иоанна Калиту разместить в Москве митрополичий престол и кафедру русских митрополитов, построит Успенский собор, где потом были положены мощи святителя, то не было бы сегодня и Москвы в том качестве, как мы имеет ее теперь.

Ведь именно благодаря “возмужанию” Москвы, вокруг нее собираются жители разоренных и обедневших территорий. Родители преподобного Сергия Радонежского перебираются из ростовских пределов в Подмосковье именно потому, что Москва становится духовной, а затем и гражданской столицей нашей страны. Недаром в тропаре митрополиту Петру поется такое величание: “Радуйся, града нашего утверждение”. Это не высокопарный слог гимнотворцев, но реальные слова. Понимая это, мы должны быть благодарны и молиться, чтобы он и сегодня не оставлял Москву своим попечением, как свой город, в котором он явился первым святым мужем.

– Сейчас у нас любят говорить о “сращивании Церкви и государства”. В то время как раз и происходило такое “сращивание”, было ли это благом?

– В эпоху митрополита Петра устойчивой светской власти не существовало. Когда Русь была обуреваема набегами захватчиков, Киев сжигался едва не каждый год, в результате чего люди разбежались, и он опустел, светская власть в нашем современном понимании не существовала. Удерживающая нравственные принципы, законность и правопорядок – такая власть в ту эпоху не существовала. Единственное удерживающее начало для русского народа была Русская Церковь и единый митрополит Русской земли.

Именно поэтому было важно, где находится митрополит, что от него исходило церковное благословение на архиерейские хиротонии, рукоположения священников, открытие монастырей, на монашество и иночество. От митрополита всея Руси исходило благословение на открытие храмов и их закрытие. Благословение было связано с тем, что именно принимал священное миро из Константинополя. Митрополит Всея Руси был источником единства русского народа, и от того, насколько он был духовно силен и где пребывал, зависело будущее всей страны.

Поэтому говоря сегодня о симфонии, то есть удачном соработничестве, взаимной помощи князя и митрополита, надо очевидно признать, что помощь, оказанная великому князю Иоанну Калите со стороны митрополита Петра, была решающей, предопределяющей судьбу Москвы и Руси. Это очень важно понимать сегодня.

В течение одного-двух столетий Церковь была единственным сдерживающим началом на пути к разорению и окончательному уничтожению русского народа под воздействием хищнических намерений князей, раздирающих тело народа, богатеющих и разоряющихся бояр, ставки хана и набегающих на Русь его воевод и начальников. Была масса факторов, которые могли бы раз и навсегда разорвать тело русского народа на разные части.

Сегодня трудно представить, что при этом митрополит Петр был уроженцем Волынской земли, родился, вырос и стал в 12 лет монахом, а затем игуменом монастыря на границе Львовской и Волынской областей сегодняшней Западной Украины. Этот русский человек из-под Львова, по рекомендации галицкого князя Юрия, знавшего чистоту и святость его жизни, становится митрополитом Киевским. Переносит престол русских митрополитов сначала из Киева во Владимир, а затем в Москву. Это говорит, что Церковь была едина. Была разобщенность разных земель и противостояния князей, но именно митрополит Русской Церкви в эти тяжелейшие эпохи объединял русской народ, который и смог сохранить свою идентичность под его омофором.

– То есть можно молиться о единстве России и Украины молиться можно и святителю Петру?

– Святитель Петр является основанием единого духовного пространства русского мира, потому что сегодня никто не скажет, что, перенеся престол митрополитов из Киева в Москву, он упразднил киевский престол. Нет, он объединил их, став митрополитом Киевским и Московским, как объединил и многообразие духовного опыта Западной и Восточной Руси, единой в выборе Православия и духовного пути к нашему Спасителю.

– Чему сегодня может научить наши народы пример святителя Петра, митрополита Киевского и Московского?

– То главное, чему сквозь века и, будучи живым у Бога, сегодня митрополит Петр – это постоянное целеполагание своей жизни во Христе. Став монахом в 12 лет, будучи посвящен в митрополита в Константинополе, обласкан императором и патриархом Вселенским, пребывая источником благополучия и власти на Руси, он до конца своих дней сохранил верность Христу, остался смиренным монахом.

Верность обетам и выбору монашеского пути проявилась еще и в том, что, прибыв в Москву, митрополит Петр устраняется из тогда маленького, но для него шумного Кремля и строит на берегу Неглинки небольшой скит – будущий Петровский монастырь. Вскоре после его преставления и прославления в лике святых Иоанн Калита переосвящает храм, названный митрополитом в честь своего небесного покровителя апостола Петра и его брата по служению апостола Павла, в честь самого святителя Петра.

Своей жизнью святитель Петр показывает нам, что однажды выбрав Христа, как своего Спасителя от греха и страсти, как своего Путеводителя в вечность, необходимо постоянно быть верным Ему. Где бы и кем бы ни был, каким бы гонениям и опасностям не подвергался, он хранил эту верность, оставаясь с детства и до преставления настоящим человеком слова, данного перед пострижением: хранить целомудрие, послушание и нестяжание. Этому учит нас святитель Петр.

Сегодня нам очень не хватает твердости. Об этом говорил преподобный Серафим Саровский, рассуждая, почему люди сегодня страдают от своей порочности, своих грехов, почему святые теперь не так явны, как когда-то. Не хватает решимости и твердости в достижении поставленной цели, мы даем обещания себе и Богу каждый день, но не исполняем их, потому что жалеем себя.

Митрополит Петр жил в тяжелейшее время, когда, наверное, можно было извинить себя лишениями и невзгодами, трудностями военного времени, проблемами, связанными с тяжелейшими испытаниями для народа, Церкви и лично для него как монаха, но он неизменно оставался верен слову, данному при пострижении в монашество. Эта твердость и решимость быть до конца со Христом Спасителем учит нас сквозь века быть такими же в подражание ему.

– Как Высоко-Петровский монастырь будет отмечать престольный праздник 3 января в день памяти преставления его основателя?

– 3 января в 9 часов утра мы ожидаем в нашем монастыре наместника Троице-Сергиевой Лавры епископа Сергиево-Посадского Феогноста, который возглавит богослужение. В нем примут участие наместники и братии московских монастырей, наша братия, паломники и прихожане. Приглашаем всех москвичей и гостей города в эти выходные дни посетить наш монастырь, помолиться митрополиту Петру у его чудотворного образа с частицей мощей. Мы рассчитываем, что по окончании Литургии, совершим малый Крестный ход, а после него мы предложим всем ставшее традицией чаепитие из самоваров на дровах во дворе нашего монастыря. У кого есть возможность и желание – добро пожаловать. Кто может прийти вечером, могут присоединиться к Всенощному бдению, большую часть которого будут петь наши прихожане, которые разучивают его уже в течение двух месяцев, как и акафист митрополиту Петру.

– Спасибо, батюшка, за столь интересную беседу. Всего доброго, до свидания.

ТК “СОЮЗ”

VK
OK
Telegram
WhatsApp
Email
В печать

Добавить комментарий

Войти с помощью: