Первый московский святитель

0

3 января православные москвичи приходят в Высоко-Петровский мужской монастырь, чтобы молитвенно почтить память святителя Московского Петра, всея России чудотворца.

В этом году Божественную литургию в день праздника в обители возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

По окончании богослужения состоялся Петровский крестный ход, верующие прошли по улице Петровка, Крапивенскому переулку и Петровскому бульвару, полностью обойдя Высоко-Петровскую обитель. В традиционном шествии приняли участие полторы тысячи человек.

Об истории праздника рассказал наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев).

― Расскажите, пожалуйста, об истории этого праздника и крестного хода.

― 3 января (по новому стилю) ― это день преставления митрополита Киевского, Московского и всея Руси Петра. И чтобы правильно определить значение этой даты в церковной и городской жизни, нужно вспомнить, кем явился митрополит Петр для современников и что значат его труды для потомков.

Святитель стал первым церковным иерархом, поселившимся в городе Москве. Будучи главой Киевской митрополии, главой всей Русской Церкви, он стал тем человеком, который положил начало возвышению Москвы в русских землях. Его предшественники после разорения Киева пребывали в благополучном Владимире, а он принимает неординарное решение и в конце своей жизни переезжает в Москву ― в город, на тот момент с весьма скромными возможностями.

Поселившись в Москве, митрополит Петр тем самым создал здесь принципиально новую атмосферу. С этого момента Москва из неприметного города становится по факту церковной столицей Руси. Можно представить, как изменилась с этого момента жизнь города.

Конечно, это обозначило еще и то, что сюда, на Москву, теперь были устремлены взоры иерархов и духовенства, и удельных князей, поскольку здесь теперь пребывал глава Церкви. И если князья еще враждовали и даже воевали, то в Церкви сохранялся принцип единоначалия и послушания. На Руси тогда именно митрополит был символом единства русских людей. Но не только каноническое право придавало митрополиту Петру такой уникальный статус, невероятно высок был его личный духовный авторитет. В его лице Москва приобрела удивительного ходатая перед Богом.

03-mg_9718

Но однажды жизненные силы митрополита Петра иссякли. Представим чувства москвичей, которые за этот короткий промежуток времени пребывания святителя в Москве успели полюбить старца всем сердцем, ощутили большие перемены в своей жизни. Конечно, смерть митрополита переживалась в Москве как огромная потеря. Но вместе с тем из жизнеописания митрополита мы знаем о его святости и всенародном его почитании. Ощущение разлуки с пастырем скоро переросло в уверенность в его предстательстве перед Престолом Божиим и о попечении о своих духовных чадах.

Очень скоро день преставления святителя Петра стал одним из главных праздников в Москве. Тем более после последовавшей его канонизации и тех чудес, которые им совершались.

С древности в день преставления святителя особо торжественные богослужения совершались в Успенском соборе Московского Кремля и в основанном святителем Высоко-Петровском монастыре. В Успенском соборе у раки с мощами старца служил обыкновенно Предстоятель Церкви, в то время как в Петровскую обитель нарочито направлялся служить видный иерарх или архимандрит. Так, однажды по поручению царя Петра I и Святейшего Патриарха здесь в Высоко-Петровском монастыре в этот день служил святитель Митрофан Воронежский.

В наши дни Святейший Патриарх в день преставления митрополита Петра традиционно совершает Божественную литургию в Успенском соборе Кремля, а в Высоко-Петровский монастырь для совершения богослужения направляются как иерархи, так и духовенство Москвы. Вот уже несколько лет подряд наместник Троице-Сергиевой лавры и председатель Отдела по монастырям и монашеству архиепископ Феогност возглавляет Литургию и крестный ход вокруг обители. К нам на праздник приходят игумены и игумении московских обителей, духовенство ближайших храмов, многочисленные паломники.

17-9449

Конечно, возрождение традиций богослужебного прославления митрополита Петра в нашей обители и широкого формата праздника на улице Петровка связано с возрождением самого Высоко-Петровского монастыря. Как вы знаете, после возвращения храмов и церковных строений обители, начиная с 90-х годов, на территории обители действовало Патриаршее подворье, поскольку условий и возможности воссоздания монастырской жизни тогда не было. Но уже к 2009 году это стало возможным. Решением Священного Синода и указом Святейшего Патриарха на Петровке был возрожден монастырь. Постепенно собирается братство, возвращаются к жизни храмы.

Возрождая монастырь, мы обращаем внимание на различные стороны его жизни и деятельности в истории, стараемся найти им воплощение в современной жизни. Мы совершаем суточный круг богослужений ежедневно. Монастырь занимается и душепопечением, насельники монастыря уделяют прихожанам и паломникам время, необходимое для исповеди и разрешения трудностей. Уделяется внимание просветительской и образовательной деятельностью, ведь в конце XIX и особенно в начале XX века монастырь был известен как центр духовного просвещения. Сейчас в монастыре действует Петровская богословская школа для взрослых, в ней в течение двух лет слушатели изучают основы православного вероучения. Недавно открылась воскресная школа, создан молодежный клуб, паломническая служба.

11-mg_9782

Вернемся к крестному ходу…

Все мы знаем, что престольный праздник храма в народе нередко называют малой Пасхой. И по существующей традиции по окончании богослужения духовенство исходит на крестный ход, чтобы подобно тому, как на Пасху, обойти храм и совершить молебное пение Господу и святому покровителю храма о богомольцах. Известно также, что в древности крестный ход в монастырях совершался нередко по стенам обители или вокруг стен.

Когда все больше и больше богомольцев стало приходить к нам на праздник, то стало очевидно, что совершать крестный ход вокруг нашего небольшого Петровского собора с таким количеством людей просто уже не представляется возможным. Поэтому было решено проходить крестным ходом вокруг стен монастыря. И уже прошлом году, когда мы совершали уже второй крестный ход, первые его участники, подходя к Святым вратам в колокольне, то есть ко входу в монастырь, вынуждены были пропускать последних людей, только выходящих из монастыря. Получается, что этот большой круг, по которому мы идем, уже сегодня целиком замыкается богомольцами, которые совершают крестный ход. Конечно, это радует, потому что у людей появляется чувство сопричастности к жизни предков. Я думаю, что в этом и есть преемство культурных и религиозных традиций. Людям крайне важно ощущать в духовной жизни то, что они идут по стопам своих предшественников, которые закладывали и развивали эти традиции, которые служили главному ― объединению верующих вокруг Христа Спасителя и его святых. А в лике московских угодников первым стоит митрополит Киевский и Московский Петр.

13-9369

― Как в монастыре появилась ростовая икона митрополита Петра, с которой совершается крестный ход?

― Эта икона святителя Петра была написана вскоре после возрождения монастыря. И тогда же в икону был вставлен ковчежец с частицей святых мощей угодника Божиего. Перед этим образом мы ежедневно с утра совершаем братское правило и принимаем у святителя благословение на предстоящий день. На него мы возлагаем наши надежды и упование в разрешении любых проблем, которых в настоящий момент возрождения и реставрации монастыря немало. И мы видим его помощь и участие в жизни обители ежедневно. Приходят к иконе помолиться Петру Чудотворцу о своих нуждах и москвичи, а многие и поблагодарить за полученную помощь.

― Какие слова вы могли бы сказать современным москвичам? Почему день святителя Петра и Петровский крестный ход так важны сегодня?

― Сонм святых Московской земли начинается со святителя Петра. Испокон века и князья, и бояре, и простые граждане нашего города в первую очередь обращались к митрополиту Петру, прося его ходатайства перед Престолом Всевышнего в больших и малых потребностях. У гробницы митрополита Петра заключался мир русскими князьями и принимались судьбоносные для России решения. Здесь же венчались на царство русские цари. И никогда святитель не посрамлял возлагаемых на него надежд.

В образе митрополита Петра находят отображение характерные черты святости московских праведников, в которой есть и деятельное служение, и твердость следования выбору, и рассудительность, но вместе с тем удивительное доверие Промыслу Божию, смирение перед волей Божией и чистота жизни. И поэтому, конечно, москвичи находят в его жизни много того, что делает его духовный путь близким и назидательным для каждого.

Будем молиться святителю Петру Чудотворцу, просить его помощи нашим правителям, нашим родным и близким. И он непременно ответит каждому на его просьбу и упование.

Беседовала Елена Варова

Фото: Высоко-Петровский монастырь

Источник

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: