В день памяти первого московского митрополита, святителя Петра, публикуем подборку известных и малоизвестных фактов об этом святом, который является основателем Высоко-Петровского монастыря и особенным молитвенным заступником Москвы и москвичей.

  1. Святитель Петр, еще будучи иноком, а затем – игуменом Новодворского монастыря на реке Рать, усердно занимался иконописью. Известно, что он написал икону Пресвятой Богородицы, которую впоследствии подарил святителю Максиму, митрополиту Владимирскому и всея Руси. Эта икона сохранилась до наших дней и находится в Успенском соборе Московского Кремля. По имени иконописца она называется «Петровская», а празднование в ее честь совершается 6 сентября, в день перенесения мощей святителя Петра.
  2. Процесс укрепления государственной значимости и политического влияния Москвы начался с того, что святитель Петр перенес митрополичью кафедру из Киева во Владимир, а затем, в 1325 году – в Москву. Именно это событие и положило начало возвышению незначительного до той поры поселения на реке Москва, ставшего позднее столицей целого государства.
  3. Первый каменный храм в Москве появился именно при митрополите Петре, в последние годы его жизни. На Руси в каждом большом городе – Киеве, Владимире, Смоленске, Ростове – строили соборы в честь Успения Божьей Матери. В Москве же, территория которой на тот момент ограничивалась Кремлем, такого храма еще не было. И митрополит Петр согласовывает с князем Иваном Калитой строительство собора по владимирскому образцу. Позднее, через 150 лет, Успенский собор был перестроен по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти.
  4. Святитель Петр с юности любил тишину и уединение. Но в стенах Московского Кремля, в зарождавшемся центре государства, было слишком суетно и многолюдно. Поэтому он решает построить в «пустыньке», в двух верстах (т.е. где-то в двух километрах) от Кремля обитель с храмом в честь святых апостолов Петра и Павла. Сейчас здесь находится Высоко-Петровский монастырь, а улица Петровка – это просека, некогда проложенная в лесу от Кремля до монастыря.
  5. Вместе с Владимирским князем Михаилом митрополит Петр ездил к хану Узбеку в Орду, и тот дал святителю ярлык, – то есть документ – который, во-первых, подтверждал свободу церковных людей от государственного налога, а во-вторых, давал митрополиту и только ему право судить духовных лиц. По свидетельству летописца, святитель Петр «в Орде у царя бысть в чести велицей и отпущен бысть от царя со многою честию вборзе».
  6. Память святителя Петра отмечается Русской Православной Церковью дважды в год – 6 сентября и 3 января. 3 января (21 декабря – по старому стилю) Церковь вспоминает святую кончину митрополита. Незадолго до своей смерти святителю было видение, что он скоро умрет, и тогда он собственноручно выкладывает себе каменную гробницу в алтаре строящегося Успенского собора. Тело его там и было погребено. Много веков у гробницы нарекались и избирались русские Первосвятители.
  7. Спустя девять месяцев после своей кончины святитель Петр был причислен к лику святых. Это единственный святой в Русской Православной Церкви, который был канонизирован так быстро. Примерно в это же время – в середине 1327 года – Москва получает от Орды ярлык на великое княжение.
  8. В русских летописях очень часто встречается имя московского митрополита Петра: ни одно важное государственное начинание не обходилось без молитвы у мощей святителя. Так, например, перед Куликовской битвой князь Дмитрий Иванович, прозванный позднее «Донской», молился у гробницы святителя Петра. В литературном памятнике XV века «Сказании о Мамаевом побоище» приведена молитва князя: «О чудотворны святитель Петр, по милости божьей непрестанно творишь чудеса. И теперь настало время тебе за нас молиться общему владыке всех, царь и милостивому спасителю. Ибо теперь на меня ополчились супостаты поганые и на город твой Москву готовят оружие. Тебя ведь Господь показал последующим поколениям нашим возжег тебя нам, светлую свечу, и поставил на подсвечнике высоком светить всей земле Русской. И тебе ныне подобает о нас грешных молиться, чтобы не нашла на нас рука смерти и рука грешника не погубила нас. Ты ведь страж наш твердый от вражеских нападений, ибо твоя мы паства».
  9. Незадолго до войны с Наполеоном в Успенском соборе сама собой закрылась рака с мощами святителя, что все посчитали дурным знаком. Вскоре, действительно, началась Отечественная война, в Москву вошли французы и Успенский собор был разграблен. Рака святителя, сделанная из дорогих металлов, была разбита и похищена, а святые мощи митрополита Петра были выброшены на пол. Вот как вспоминает об этих страшных событиях князь А.А. Шаховской: «Все было ограблено и разрушено: рака святого митрополита Петра не существовала, и мы, собрав обнаженные от одежды и самого тела остатки его, положили на голый престол придела…». В наши дни мощи святителя Петра покоятся в Успенском соборе Московского Кремля.
  10. Из народных примет и традиций: на Руси крестьяне называли день памяти святителя Петра – 3 января – «Петром-полукормом», так как обычно к этому времени домашнему скоту скармливали половину зимних запасов. Если корма оставалось меньше половины – значит, нужно было сократить норму расхода. А еще в этот день, по народным приметам, начинали петь синицы.

Пресс-служба Высоко-Петровского монастыря

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: